31.07.2019 20:40

Модели воспитания в научно-фантастическом творчестве Ивана Ефремова. Часть 2

Модели воспитания в научно-фантастическом творчестве Ивана Ефремова. Часть 2

Огромную роль Иван Антонович отводил красоте человека, его физическому совершенству, а также тому, как человек воспринимает эту красоту: «Создать, проявить, собрать красоту человека - такую, чтоб она была реальной, живой, - это большой подвиг, тяжело ...изображение прекрасного тела требует огромного вкуса, понимания, опыта и, прежде всего, мастерства...» [2, с. 48] Красота, по мнению Ефремова, категория нравственная. Он писал: «Помните, если вы, глядя на красоту нагой женщины, видите, прежде всего, «неприличные места» и их надо от вас закрыть, значит, вы еще не человек в этом отношении». [2, с. 49] Красота для него выступает наивысшем показателем целесообразности, гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме.

Много внимания писатель уделял труду и его роли в воспитании: «чтобы хорошо воспитать человека, надо заставлять его работать по четырнадцать часов в сутки, но уж непременно над разными вещами» [2, с. 62].

Последний роман «Таис Афинская» вышел после смерти автора в 1973 г. Романы «Туманность Андромеды» и «Час Быка» переносят читателя в далекое будущее. Ефремов утверждал в своих романах, что человечество, преодолев долгий путь развития, поднимется на вершину новых общественных отношений. Он сталкивает читателя с реальными людьми грядущего, живыми, подобными образам лучших людей современности [3, с. 438].

По мнению писателя, люди Земли, все без исключения, физически здоровы, сильны, красивы и соответствуют культу естественности и красоты Древней Греции. Особое значение в его творчестве отводится искусству Земли - музыке, танцам, пению, скульптуре и живописи.

Очень важным для нас является то, что Ефремов описывает, каким, по его мнению, должно быть воспитание подрастающего поколения. Ученики в мире «Туманности» разделяются на четыре возрастных цикла, школы которых располагаются в различных местах, так как совместная жизнь разных возрастных групп мешает воспитанию. Большая часть занятий проводится на воздухе, теоретические занятия постоянно перемежаются обучением различным трудовым навыкам и физическими упражнениями. Физическому воспитанию уделяется очень большое внимание. Школьное образование стоит на переднем крае науки - школа даёт ученикам только новое, то, что будет передовым или, по крайней мере, широко используемым к моменту завершения обучения. Однако освоение любого предмета начинается с исторического экскурса, основное место в котором занимает изучение ошибок, допущенных в прошлом.

Ю. Балыкова
Продолжение следует

Модели воспитания в научно-фантастическом творчестве Ивана Ефремова. Часть 2

Опубликовано 31.07.2019 20:40 | Просмотров: 509 | Блог » RSS