04.08.2019 00:13

Механизмы психологического влияния и их использование в СМИ. Часть 3

Механизмы психологического влияния и их использование в СМИ. Часть 3

Широко используется в журналистике такой механизм психологического влияния, как убеждения - представляет собой способ целенаправленного воздействия на основе логической аргументации. Этот механизм направлен на то, чтобы превратить определенную информацию в установки, собственное убеждение личности потребителя информации. В основе убеждения лежит осознанное, критическое восприятие адресатом сообщения, его анализ и оценка. Убеждение наиболее эффективно и оправданно в СМИ в случае, когда адресат журналистской информации заинтересован в получении полной и подробной информации [2]. Задача убеждения - обеспечить понимание проблемы и необходимости её решения. Эффективность убеждающего воздействия напрямую определяется силой тех аргументов, которые использует журналист для достижения своей цели. Так, журналисты склонны прибегать к аргументам «от лидеров мнений», авторитетов, апеллировать к общеизвестным фактам, ссылаться на первых лиц государства, либо говорить от лица популярного персонажа [5]. Убеждение апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Что в свою очередь задает интеллектуальный уровень аудитории журналистского текста. Однако этот прием не работает в неразвитой аудитории. Содержание убеждения должно соответствовать уровню развития аудитории.

Приемом журналистской убеждающей информации является анализ фактов известных слушателям. При этом убеждающий сам должен быть глубоко убеждён в том, что доказывает, так как малейшая неточность, логическое несоответствие снизят эффект убеждения [1].

Также известен эффект бумеранга, когда убеждение приводит к результатам, противоположным намерениям убеждающего. Это случается, когда исходные установки журналиста и читателя разделены большой дистанцией и автор не обладает вескими аргументами. Аудитория правильно отторгает информацию и еще более укрепляется на своей позиции. Эффект бумеранга происходит кроме того в случае перегрузки, обилия информации, доводов, доказательств, все это создает барьер, который сводит на нет убеждающие доводы [3].

Мы живем в мире, где к существующим трем ветвям власти добавляется новая - власть СМИ. В этих условиях феномен влияния активно исследуется как зарубежными, так и отечественными психологами и социологами, потому что эта тема затрагивает интересы каждого человека и всего общества в целом.

1. Кара Мурза. Манипуляция сознанием [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/POLITOLOG/karamurza.txt
2. Ольшанский Д. Психология масс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/
3. Орлова Т.Д. Сотрудничество редакции с аудиторией [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://evartist.narod.ru/index.htm
4. Психологическое воздействие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://becmology.blogspot.ru/
5. Психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://website-seo.ru/
6. Теленир. Техническая и гуманитарная литература [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.telenir.net/
7. Энциклопедический портал знаний. Внушение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://infobos.ru/

Е. Вопилова

Механизмы психологического влияния и их использование в СМИ. Часть 3

Опубликовано 04.08.2019 00:13 | Просмотров: 701 | Блог » RSS