04.08.2019 00:16

Механизмы психологического влияния и их использование в СМИ. Часть 1

Механизмы психологического влияния и их использование в СМИ. Часть 1

Мы подвергаемся влиянию ежедневно. Когда пьем чай в кругу семьи, идем на работу или учебу и просто общаемся. Воздействие оказывают близкие и друзья, люди, которых мы видим впервые... фильм, который мы смотрим, отдыхая вечером, и реклама, прерывающая передачу.

Психологическое влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия индивида с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие.

Инициатор влияния - тот, кто первым предпринимает попытку влияния. Адресат влияния - тот, к кому обращена первая попытка влияния. Однако, в процессе межличностного общения происходит постоянное взаимное влияние субъектов друг на друга, так что в большинстве случаев субъект может являться одновременно как и инициатором, так и адресатом влияния [6].

К исключительно психологическим средствам влияния относятся вербальные, паралингвистические и невербальные. Вербальные сигналы - слова, их смысл, но также и характер используемых слов, подбор выражений, правильность речи. Паралингвистические сигналы - особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков. Невербальные сигналы - это позы, жесты, мимика, визуальный контакт, прикосновения, запахи. Психологическое влияние в большинстве случаев осуществляется для удовлетворения своих потребностей с помощью других субъектов.

В современных условиях довольно часто применяется такой механизм психологического влияния, как внушение, который одновременно может быть одним из самых опасных инструментов манипуляции поведением человека, поскольку действует на его сознание и подсознание. Внушение - это внедрение каких-либо идей, чувств, эмоций без возможности критической оценки и логической переработки, т.е. в обход сознания. При внушении все передаваемые идеи воспринимаются и исполняются «слепо». Внушение используют, чтобы блокировать нежелательное поведение или мышление человека, склонить к желательному действию или поведению, распространить полезную информацию и слухи [3]. Внушение как тип словесной информации в журналистике представляет собой навязывание определенных мыслей и состояний на фоне их некритического восприятия читателем. Это целенаправленное и неаргументированное влияние на аудиторию. Внушение в СМИ может быть прямым (явным) и косвенным (внушение через пример, запрет). При внушении в СМИ сначала происходит восприятие информации, содержащей готовые выводы, а затем на её основе формируются мотивы и установки определенного поведения. В процессе внушения интеллектуальная активность сознания потребителя информации либо отсутствует, либо она значительно ослаблена, а восприятие информации базируется на психологических механизмах заражения и подражания [7].

Е. Вопилова

Механизмы психологического влияния и их использование в СМИ. Часть 1

Опубликовано 04.08.2019 00:16 | Просмотров: 540 | Блог » RSS