28.06.2020 22:47
Математическая обработка информации младшими школьниками в процессе патриотического воспитания
Обобщен опыт реализации интегрированного подхода к решению образовательных и воспитательных задач в проектной деятельности младших школьников.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, проектная деятельность, интеграция.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Воспитание в процессе обучения - это необходимое условие функционирования целостного педагогического процесса.
Возможность интеграции педагогом воспитательных и образовательных задач полноценно реализуется в проектной деятельности школьников. Здесь особое значение имеют творческие проекты интегративного характера, способствующие формированию метапредметных компетенций. В работах В. В. Калмыковой, О. Н. Костровой, А. И. Савенкова, Т. В. Самолеусовой, Л. П. Короленко, О. А. Ивашовой, Т. А. Арикайнен [1] и др. раскрываются воспитательные, коммуникативные, социализирующие, организационные и интеллектуально-развивающие возможности проектной деятельности. Педагоги-практики, с целью установления межпредметных связей, организуют проектную деятельность по темам: «Математика в литературных произведениях», «Чем похожи математика и русский язык?», «О самых больших и самых маленьких», «Скорость животных», «Натуральные числа в пословицах и поговорках», «Числа в биографиях писателей и поэтов», «Площадь бумаги для поделок», «Исследование математических терминов с точки зрения родного языка», «Этимология математических слов» и др.
Исследуя возможности реализации интегрированного подхода к проектной деятельности младших школьников, мы разработали и реализовали на базе МБОУ СОШ № 53 г. Иваново проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». В период с 28 марта по 29 апреля 2016 г. в проекте приняли участие учащиеся 2 класса и их родители.
Тема и содержание проекта были выбраны таким образом, чтобы в ходе его выполнения ученики провели анализ и обобщение информации о празднике «День Победы», а также о своих родственниках - участниках Великой Отечественной войны (ВОВ). При этом основное математическое содержание проекта составляет работа с данными. Необходимость формирования этого умения у младших школьников отмечена в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Собранные второклассниками числовые данные были оформлены в виде таблиц и диаграмм, что помогло учащимся обобщить, представить и сопоставить полученные сведения.
Математическая обработка и оформление данных о родственниках - участниках ВОВ выполнялась в небольших группах. Подчеркнем, что к моменту проведения данной работы школьники, обучающиеся по учебникам авторского коллектива под руководством М. И. Моро, были знакомы только с числами в пределах 100 и некоторыми арифметическими действиями с ними. Однако этого было достаточно для участия в проекте.
Цель проекта: собрать сведения и обобщить знания учащихся о жизни своей семьи в годы ВОВ, представив числовые данные в виде таблиц и диаграмм.
Задачи: воспитывать любовь к Родине на примере истории своей семьи; формировать уважительное отношение к участникам ВОВ, гордость за мужество и героизм своих близких в годы войны; формировать умение работать с различными источниками информации, обобщать данные, строить и анализировать таблицы, столбчатые и линейные диаграммы, преобразовывать информацию; формировать навыки устных вычислений, умения решать простые текстовые задачи; развивать познавательный интерес, речь и мышление младших школьников.
Перечислим этапы реализации проекта в образовательном процессе.
I. Организационно-подготовительный этап.
1. Составление анкеты для родителей о родственниках - участниках ВОВ и защитников тыла.
2. Сбор информации по анкете.
3. Распределение учащихся на микрогруппы.
4. Сбор материала о жизни родственников учащихся в годы
ВОВ.
II. Основной этап.
1. Обработка анкетных данных. Построение диаграмм, таб¬лиц: «Служба наших родственников в различных родах войск в годы ВОВ», «Награды, полученные нашими родственниками в годы ВОВ», «Работа наших родственников в тылу», «Погибшие родственники в годы ВОВ», «Как мы празднуем День Победы».
2. Составление задач по таблицам и диаграммам.
3. Составление вопросов по таблицам и диаграммам.
4. Выполнение мультимедийных презентаций.
5. Выполнение рисунков о ВОВ.
6. Составление рассказа о своем родственнике, участвовавшем в ВОВ.
7. Проведение конкурса чтецов о ВОВ.
8. Выполнение поздравительной открытки ветерану ВОВ.
III. Заключительный этап.
1. Проведение урока - отчета по проекту «Моя семья в годы ВОВ».
2. Создание мультимедийного продукта (презентации) и рекламного буклета.
3. Оформление проектной папки.
Тема и содержание проекта вызвали живой интерес у школьников и их родителей. Большинство участников отметили важность и ценность данного проекта. На итоговом уроке-отчёте демонстрировались такие продукты деятельности как открытки к празднику, рисунки и презентации с фотографиями родственников - участников ВОВ и др. Здесь царила атмосфера патриотизма и единения всех участников.
Мы считаем, что эффективность интегрированного подхода к проектной деятельности обусловлена следующими аспектами.
1. Каждый школьник имеет возможность проявить себя активным субъектом в проектной деятельности. Исходя из своих интересов или способностей, одни дети выполняют опросы, другие - математическую обработку информации, третьи - готовят рисунки и плакаты, четвёртые - составляют рассказы, пятые - подбирают и учат стихи и т. д.
2. Интеграция позволяет школьникам посмотреть на знакомую тему под новым углом зрения, способствует формированию познавательного интереса и целостных представлений об исследуемой проблеме.
3. Единство воспитания, обучения и развития оптимизирует процесс формирования личностных качеств школьников, формирования предметных и метапредметных компетенций.
4. Решается важная задача социально-коммуникативного развития школьников. В ходе проектной деятельности учащиеся более тесно общаются друг с другом, учителем и родителями, причем не на бытовом уровне, а на содержательном.
Список использованной литературы
1. Ивашова О. А., Арикайнен Т. А. Работа с таблицами и диаграммами в ходе проектной деятельности // Начальная школа. 2011. № 4.
2. Румянцева И. Б. Интеграция в системе начального образования и предшкольной подготовки. Шуя, 2015.
А. А. Майорова
Опубликовано 28.06.2020 22:47 | Просмотров: 595 | Блог » RSS |