22.10.2017 00:01

Лирическое настроение в поздних произведениях А. Чехова и И. Левитана

Лирическое настроение в поздних произведениях А. Чехова и И. Левитана

Конец 19 и начало 20 веков представляют собой переломную эпоху во всех сферах жизни России. Для русского искусства этого периода было характерно стремление к обобщениям, философскому осмыслению жизни, в сторону углубления психологизма идёт его развитие по пути исследования внутреннего мира человека.

Ярким выразителем настроений этой эпохи стал А.П.Чехов, автор пьес «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишнёвый сад». Пьеса «Вишневый сад» появилась в 1903 году, на рубеже веков, когда не только общественно-политический мир, но и мир искусства начал ощущать потребность в обновлении, появлении новых сюжетов, героев, приемов художественного творчества.

Новаторство пьес Чехова состояло в отсутствии внешнего конфликта, его конфликт был основан на несоответствии внутреннего душевного состояния и окружающей действительности. Можно сказать, что пьеса «Вишнёвый сад» держится не на интриге, а на настроении. В композиции произведения это особое лирическое настроение создают монологи героев, восклицания, ритмические паузы. Лирическое настроение пьесы связано и с особенностью ее жанра, который сам автор определял как “лирическую комедию”: Чехов с грустью подсмеивался над своими героями.

По характеру дарования И.И.Левитан также являлся тонким лирическим художником. Во всех работах Левитана этого периода проявлялись такие неповторимые черты, как эмоциональная “светочувствительность” и восприимчивость к движению, пульсации, неуловимым изменениям в жизни природы, что выражалось, в частности, в тональном богатстве его произведений. Для художника в природе не было краски, цвета как таковых, но только окрашенный свет различной степени интенсивности. В пейзаже Левитан предпочитает не полдень, а утро и вечер, не лето и зиму, а весну и осень, он создатель целой серии своих “сумерек”: «Сумерки. Стога», «Летний вечер» и др.

Можно сказать, что во всех сферах русского искусства на рубеже 19 и 20 веков наблюдается рост романтических тенденций. Из литературы и живописи постепенно уходят публицистичность, мужественная героика демократического реализма, уступая место изображению возвышенного и прекрасного в жизни и в человеке, что отчётливо видно на примере поздних произведений А.Чехова и И.Левитана.

Цзян Нань

Лирическое настроение в поздних произведениях А. Чехова и И. Левитана

Опубликовано 22.10.2017 00:01 | Просмотров: 221 | Блог » RSS