14.04.2019 22:27

Лексические особенности современной публицистики

Лексические особенности современной публицистики

Не вызывает сомнений тот факт, что значение языка современных СМИ в современном мире очень велико, явления, которые мы наблюдаем в публицистике, оказывают заметное влияние на многие процессы, происходящие в языке. По мнению Г.Я. Солганика, «место, которое занимал раньше язык художественной литературы, переходит к языку МК (массовой коммуникации - комментарий наш, Н.С.). Процесс этот, начавшийся еще во второй половине XIX века, особую интенсивность приобрел в XX и XXI веках» [1]. Стремительный рост языковых изменений не смог не затронуть и сферу публицистики. Сегодня в ней проявляются не только собственно стилевые черты, но и те, что сближают ее с другими стилями. Именно в языке СМИ вводятся в общее употребление и закрепляются новые слова, значения, обороты, конструкции, средства синтаксиса разговорной речи, сегментированные и присоединительные конструкции, повторы, стилистические фигуры и др.

Предметом нашего исследования явились лексические особенности современной публицистики, анализ проводился на материале региональных и центральных СМИ. В результате исследования было установлено, что в языке современных СМИ используются самые разнообразные лексические средства. Стремление к выражению экспрессии, оценки объясняет обращение к нелитературным пластам, просторечию, жаргонам, разговорной лексике. Приведем несколько примеров: «...от доходов придётся отстегнуть королевской казне 45 %» (АиФ, 2016); «Для всех нас эта чехарда аукнется крушением ожиданий» (АиФ, 2016); «Ведь можно дать возможность предприятиям работать, а людям покупать, снизив налоги и ставки по кредитам, и так завести экономику “с толкача”» (АиФ, 2016); «Коммуналка становится роскошью, а-ля автомобиль» (АиФ, 2017). Для языка СМИ очень характерно использование изобразительно-выразительных средств. Очень частотным оказывается употребление фразеологизмов, устойчивых выражений: «Средства, которые выделяются из федерального бюджета, - большая поддержка и помощь, которой нельзя распоряжаться спустя рукава» (Ивановская газета, 2016); «И вместо того, чтобы извиниться перед избирателями и сказать: простите, черт попутал, больше не будем, исправимся, - вместо этого начали кричать.» (Комсомольская правда, 2016); «Бизнесмен «загремел под фанфары» по делу о мошенничестве с векселями компании его сестры» (АиФ, 2016).

В современной публицистике очень часто используются заимствованные слова, относящиеся к сфере экономики: «В перспективе центр должен стать коммуникационной платформой между инжиниринговыми компаниями, субъектами малого предпринимательства со своими проектами, представителями крупного бизнеса и инвесторов, которые ищут свежие идеи и перспективные проекты» (Ивановская газета, 2016); «И очень скоро здесь начнет работу Консорциум инновационных кластеров...» (АиФ, 2016); политики: «Россия вместо страны, вывозящей капитал 20 с лишним лет (кроме 2006-2007 гг.), может стать страной - импортёром капитала, страной деофшоризации» (АиФ, 2016); «Но среди европейского политического класса существует некий консенсус» (АиФ, 2016).

1. Солганик Г.Я. Место языка СМИ в литературном языке. Перспективы развития // Мир русского слова. 2008. №2. С.16.

Сиушкова Н.М.

Лексические особенности современной публицистики

Опубликовано 14.04.2019 22:27 | Просмотров: 434 | Блог » RSS


Рекомендуем: