05.01.2018 07:35
Культура повседневности студенчества российской провинции периода позднего сталинизма (1945–1953 гг. г. Шуя Ивановской области)
По своим государственным и общественным стратегическим целям ситуация послевоенного СССР и современной России, преодолевающей трудности мирового экономического кризиса, могут быть сопоставимы. А это значит, что опыт прошлого может быть использован, например, при разработке государственных программ в социокультурной сфере, чтобы гармонизировать развитие материальной и духовной составляющей повседневной жизни граждан. В строительстве новой, послевоенной жизни активное участие принимала молодежь, в том числе студенчество г. Шуи, где подготовку квалифицированных кадров продолжали осуществлять учительский институт, индустриальный техникум и медицинское училище. Трудностей было немало: в первую послевоенную зиму «студенты занимались в нетопленных помещениях, с коптилками вместо ламп и электрического освещения; учебников не хватало, а преподаватели работали с двойной - тройной нагрузкой».
Вся учебная и воспитательная работа учебных заведений направлялась и контролировалась партийными организациями, ставившими на первое место идеологическое воспитание будущих специалистов. Так, планируя свою работу на второе полугодие 1948-1949 учебного года кафедра марксизма - ленинизма ШГУИ исходила «из следующих положений: во всей работе исходить из ленинского принципа партийности науки; вести борьбу против всякого преклонения и низкопоклонства перед буржуазным западом, воспитывать студентов в духе советского патриотизма и национальной гордости, во всех лекциях и на семинарских занятиях подчеркивать роль Ленина и Сталина в истории нашей партии». Эти рекомендации неукоснительно соблюдались: при изучении истории СССР в теме №13 предписывалось: «не только описать ход Великой Отечественной войны, но и дать теоретическое обобщение, руководствуясь работой Сталина «О Великой Отечественной войне Советского Союза».
Повседневная жизнь студентов находилась в центре внимания комсомольских организаций. На заседаниях комитета ВЛКСМ медицинского училища «рассматривались вопросы повышения идейно-политического уровня комсомольцев; разбирались личные дела учащихся: о плохом поведении в общежитии, об утере комсомольского билета, за обман на приемных вступительных экзаменах, о нарушении дисциплины на уроках». Таким образом, повседневная жизнь студенчества периода позднего сталинизма развивалась в противоречивых условиях настойчивой учебы и жесткого партийного и государственного контроля.
Куликова Ю.В.
Опубликовано 05.01.2018 07:35 | Просмотров: 489 | Блог » RSS |