31.10.2019 20:51

Крымский период в медицинском наследии архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

Крымский период в медицинском наследии архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

В связи с назначением архиепископом Симферопольским и Крымским владыка Лука 26 мая 1946 г. переезжает в Симферополь. По приезду в Крым он застает епархию в полном упадке и отдает все силы на приведение в порядок и устройству церковных дел.

Однако, здоровье владыки ухудшилось. Сказались одиннадцать лет мучений, пыток, тюрем, лагерей, ссылок. Сначала отказал один глаз, а в 1958 г. он окончательно ослеп.

Тем не менее, он продолжал принимать больных, поражая местных врачей своими безошибочными диагнозами, вести архиерейскую службу, выступать с проповедями перед прихожанами и настолько точно исполнять все детали службы, что никто не мог догадаться о слепоте пастыря. В Крымский период святителем Лукой были написаны и дополнены следующие произведения:
1. «О гематогенном остеомиелите» (1946-1947);
2. «О лечении хронических эмпием плевры после огнестрельных ранений» (1947);
3. «Патогенез и терапия мозолей» (1953);
4. «Очерки гнойной хирургии» (3-е издание, 1956).

Начиная с 1946 г. профессор Войно-Ясенецкий был консультантом госпиталя в Симферополе, помогал госпиталю инвалидов Великой Отечественной войны. До конца 1947 г. он как хирург и профессор читал доклады, лекции врачам, оперировал больных и раненых. Святитель-хирург продолжал врачебную практику у себя дома. На двери его кабинета было вывешено объявление, которое сообщало, что хозяин этой квартиры, профессор медицины, ведет бесплатный прием ежедневно, кроме праздничных и предпраздничных дней. Много больных стекалось к профессору-епископу, и никому он не отказывал в помощи. До сих пор исцеленные с благодарностью вспоминают своего доктора. Нужно сказать, что для святителя-хирурга Луки не было «медицинского случая», а был живой страдающий человек, и физическое выздоровление он всегда связывал с обращением к Богу, всегда учил больных у Бога просить выздоровления. В 1945-1947 гг. им закончена работа над эссе «Дух, душа и тело», начатая в начале 20-х гг. По замыслу автора, эта книга имела целью религиозное просвещение отпавших от веры. Как вспоминает протоиерей Евгений Воршевский, даже такой недуг как полная слепота не мешал владыке совершать богослужения. Архиепископ Лука входил без посторонней помощи в храм, прикладывался к иконам, читал наизусть богослужебные молитвы и Евангелие, помазывал елеем, произносил проникновенные проповеди. Его слово имело особенную силу и действенность, потому что перед прихожанами стоял не кабинетный ученый, пересказывающий прочитанное в богословских книгах, а убеленный сединами старец-архипастырь с богатым житейским и духовным опытом, имеющий не только каноническое, но и моральное право учить народ и призывать его к подвигам во имя Христа. В наши дни совершается множество чудесных исцелений у мощей святителя Луки. Они - подтверждение не только святости святого Луки, но и доказательство любви Господа, который даже в наше время богоотступничества нас не оставляет. Проанализировав собранные мною материалы, я пришла к следующим выводам:
1. Необходимость и актуальность исследования наследия объясняет - симферопольские научно¬практические конференции.
2. На примере святителя Луки мы видим удивительный феномен сочетания высокопрофессиональной деятельности врача с духовным врачеванием православного пастыря.
3. Общество православных врачей России и сейчас продолжает традиции святителя Луки.

К. Ю. Тихонова

Крымский период в медицинском наследии архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого)

Опубликовано 31.10.2019 20:51 | Просмотров: 79 | Блог » RSS


Рекомендуем: