31.05.2020 17:59

Художественные особенности пьесы Шейлы Дилени «Вкус меда». Часть 2

Художественные особенности пьесы Шейлы Дилени «Вкус меда». Часть 2

В системе персонажей пьесы необходимо выделить один важный признак - признак эволюционизма. В связи с ним всех героев можно разделить на две группы - статичных и эволюционирующих. К первой относятся Эллен, Питер и юноша-негр, ко второй, соответственно, Джо и Джеф. Если с Эллен и Питером все более-менее понятно (они действительно не претерпевают никаких изменений на протяжении действия), то юноша-негр представляет особый интерес. Мы так и не узнаем его имени, биографии, а Джо не раз указывает на его мистическое происхождение и близость к африканским корням. Кроме того, он бесследно исчезает из действия, выполнив свою художественную задачу, причем направленную на Джо. Таким образом, он - эстетически служебный персонаж. Образ Джо, как уже было сказано ранее, претерпевает эволюцию в связи с ожиданием ребенка. Осознав свою материнскую роль, героиня в итоге готова взять на себя ответственность за будущее, которое возведут она, Джеф и им подобные, и где не будет места таким, как Эллен и Питер. Джеф же претерпевает эволюцию в глазах Джо. Если поначалу она зовет его исключительно «Джеффри» и смеется над его женственными манерами, то после «проверки на верность убеждениям» в споре с Эллен он «вырастает» в глазах подруги до надежного человека.

В пьесе можно выделить три уровня конфликтов - конфликт поколенческий, межличностный и внутриличностный. Первый отражает несоответствие жизненных установок «отцов» (Эллен и Питера) и «детей» (Джо и Джефа). Если первые, прошедшие через горнило войны, не смогли приспособиться к мирной жизни и отказались от самосовершенствования, то вторые выступают за переустройство мира на новых началах, более разумных и справедливых, чем прежде. Второй конфликт происходит между Джо и Эллен, и здесь герои - не герои, а олицетворения понятий «альтруизм» и «эгоизм». В данном случае несовпадение этих идей приводит героинь к полному отсутствию взаимопонимания. Наконец, внутриличностный конфликт относится к Джо, вернее, к «Джо прежней» и «Джо новой» в начале и в конце пьесы соответственно. Он также отражает эволюцию образа главной героини, о чем уже было сказано ранее.

Хронотоп пьесы во многом противопоставлен традиционному и предполагает наличие нескольких новаторских приемов. Среди них - интермедиальность. Так, переходы между сценами предполагают обильное использование сценических средств, среди которых - музыкальные, световые и хореографические особенности. Отсюда вытекает второй прием - монтаж эпизодов (между двумя основными частями пьесы проходит несколько месяцев). Кроме того, применительно к месту действия хронотоп предполагает наличие оппозиций «открытое - закрытое пространства»: это улица и дом, «свет» и «мрак». Не менее важна оппозиция «реальный - виртуальный хронотоп»: реальная квартира и идеальный дом. Такой прием позволяет значительно расширить рамки действия.

Название пьесы предполагает обилие трактовок и не может сводиться е единственно верной расшифровке. Очевидно одно - вслед за самой пьесой название устремлено в будущее, в то, что еще предстоит осилить и построить. Поэтому «вкус меда» - нечто желанное, заманчивое, но пока не достижимое. Так и живут герои с этим вкусом на губах, надеясь когда-то ощутить его в полной мере.

Среди всех представителей поколения «молодых сердитых» Шейла Дилени выделяется прежде всего своей неповторимой интонацией. Говоря о тех же главных, насущных вещах, что и ее коллеги по перу, она не занимает резкую, бунтарскую позицию (как, скажем, Дж. Осборн), а пишет лирично, по-женски, с музыкальными и хореографическими переходами. Именно благодаря этому в произведении, по словам Д. П. Шестакова, «проявляет себя подлинная жизнь» [2, с. 14]. Тем она запомнилась и. не запомнилась. Занимая видное место в ряду своих собратьев, она не смогла пойти дальше, «превозмочь» свое поколение. В этом - причина недоумения большинства людей, впервые слышащих имя «Шейла Дилени». Что, несомненно, печально.

Список использованной литературы
1. Delaney Sh. A Taste of Honey. London, 2014.
2. Шестаков Д. П. Современная английская драма. М., 1967.

Д. В. Грабкин

Художественные особенности пьесы Шейлы Дилени «Вкус меда». Часть 2

Опубликовано 31.05.2020 17:59 | Просмотров: 754 | Блог » RSS