31.05.2020 17:57
Художественные особенности пьесы Шейлы Дилени «Вкус меда». Часть 1
Анализируются основные художественные особенности пьесы Шейлы Дилени «Вкус меда» - культового произведения поколения «молодых сердитых». Рассматриваемые компоненты произведения - хронотоп, язык, мотивы и прочие.
Ключевые слова: Шейла Дилени, «молодые сердитые», художественные особенности.
В литературном движении «молодых сердитых» (сами они, впрочем, не считали себя движением и всячески подчеркивали свой индивидуализм), начавшемся в Англии 1950-х годов прошлого столетия, особое место занимает Шейла Дилени (1939-2011). Судьба ее, в сущности, уникальна - в 18 лет, фактически на спор, она пишет свою первую пьесу «Вкус меда» (1958), которая тут же завоевывает популярность и ставится в лучших театрах Лондона. Однако в дальнейшем удача отвернулась от Дилени, и, после еще одной, уже не столь популярной пьесы, а также череды критических статей она уходит в область телевидения, где и работает оставшиеся годы.
Несмотря на популярность «Вкуса меда», в том числе и в России, на сегодняшний день еще не существует комплексных исследований пьесы. Именно поэтому в данном исследовании предпринимается попытка рассмотреть произведение в свете основных параметров художественного текста, таких как мотивы, символика цвета, особенности языка (в частности, черный юмор), система персонажей, конфликты, хронотоп, название.
Один из основных мотивов в пьесе - мотив отчуждения. С первых же страниц заметно, насколько разобщены главные герои - в их мире нивелируются даже семейные и дружеские отношения. Наиболее ярко данный мотив проявляется на уровне языка - речь Эллен изобилует конструкциями в третьем лице, несмотря на то, что в этот момент она ведет диалог: «The way she bangs about!» [1, p. 6]. Подобные конструкции можно также найти в речи юноши-негра: «She doesn’t even know how it works» [1, p. 20]. Кроме того, сами обращения героев друг к другу указывают на их разобщенность - Джо, например, ни разу не называет Эллен мамой, а обращается к ней исключительно по имени.
Не менее важен мотив тоски по дому. В силу разобщенности все герои являются своего рода «бездомными» - Джо и Эллен скитаются по съемным квартирам, юноша-негр все время в плавании, Джеф снимает квартиру вместе с Джо. Даже Питер - казалось бы, счастливый обладатель большого белого дома - чувствует себя неуютно и постоянно скитается по кабакам. Неслучайна песенка, которую он напевает в одном из эпизодов: «I see a quiet place, a fireplace, a cosy room» [1, p. 15].
Весьма необычен в пьесе мотив глаз. При помощи нескольких деталей подчеркивается «незрячесть» некоторых персонажей, причем не фактическая, а духовная. Так, Питер носит повязку, поскольку потерял глаз во время войны. Причем в эпизоде, когда он пытается «откупиться» от Джо конфетами и покрасоваться перед Эллен, он отказывается показать «дырку» от глаза - ведь в ней пустота. Точно так же он отказывается показать свою истинную сущность и духовную пустоту.
Наконец, один из ключевых мотивов - мотив детства. С одной стороны, он выражается в детском поведении Джо, которая часто задает ребяческие вопросы и дурачится (это опять же наиболее заметно на уровне языка). В то же время мотив детства восходит к другому ключевому образу - будущему ребенку Джо. Он - символ нового мира, создать который - задача Джо и ее поколения. Именно поэтому вокруг будущего ребенка собираются в конце все герои пьесы. Здесь он перерастает в главный мотив произведения - мотив надежды, которая и есть тот самый «вкус меда».
При внимательном чтении можно обнаружить, что в пьесе не раз упоминаются черный и белый цвета, причем в них есть определенная символика. Как правило, черным обозначены существующие явления, т. е. категория «реального». Категория «идеального» же выражена через белый цвет - во многих культурах это цвет бога, т. е. идеального. Черным окрашена вся жизнь Джо до того момента, как она стала ожидать ребенка - таковы темная и неуютная квартира Джо, юноша-негр, «as black as coal» (недаром в итоге их роман не сложился), рисунки Джо, выполненные углем, т. е. с черными контурами [1, p. 49]. Все это призвано подчеркнуть бесцельность жизни Джо до осознания своей материнской и поколенческой миссии - по словам самой героини, с ребенком к ней пришло чувство собственной значимости. Белым же окрашен дом, о котором мечтает Эллен, а также платье Джо в одной из последних сцен, что также подчеркивает духовную эволюцию героини.
Черный юмор - одна из основных речевых характеристик героев, призванная подчеркнуть их мировоззрение и ценности. В первую очередь он свойственен Эллен: «Why, had we run short of cemetery space?»; «like a coffin only not half as comfortable» (о кровати) и т. д. [1, p. 10, 17]. Для нее это - обычная речь, вполне сообразная с ее культурным уровнем и человеческими качествами (или их отсутствием). То же самое относится и к Питеру. Поначалу черный юмор встречается также и в речи Джо, однако со второй половины пьесы он исчезает, что также на уровне языка отражает нравственную эволюцию героини.
Д. В. Грабкин
Продолжение следует
Опубликовано 31.05.2020 17:57 | Просмотров: 1262 | Блог » RSS |