31.05.2020 17:57

Художественные особенности пьесы Шейлы Дилени «Вкус меда». Часть 1

Художественные особенности пьесы Шейлы Дилени «Вкус меда». Часть 1

Анализируются основные художественные особенности пьесы Шейлы Дилени «Вкус меда» - культового произведения поколения «молодых сердитых». Рассматриваемые компоненты произведения - хронотоп, язык, мотивы и прочие.
Ключевые слова: Шейла Дилени, «молодые сердитые», художественные особенности.

В литературном движении «молодых сердитых» (сами они, впрочем, не считали себя движением и всячески подчеркивали свой индивидуализм), начавшемся в Англии 1950-х годов прошлого столетия, особое место занимает Шейла Дилени (1939-2011). Судьба ее, в сущности, уникальна - в 18 лет, фактически на спор, она пишет свою первую пьесу «Вкус меда» (1958), которая тут же завоевывает популярность и ставится в лучших театрах Лондона. Однако в дальнейшем удача отвернулась от Дилени, и, после еще одной, уже не столь популярной пьесы, а также череды критических статей она уходит в область телевидения, где и работает оставшиеся годы.

Несмотря на популярность «Вкуса меда», в том числе и в России, на сегодняшний день еще не существует комплексных исследований пьесы. Именно поэтому в данном исследовании предпринимается попытка рассмотреть произведение в свете основных параметров художественного текста, таких как мотивы, символика цвета, особенности языка (в частности, черный юмор), система персонажей, конфликты, хронотоп, название.

Один из основных мотивов в пьесе - мотив отчуждения. С первых же страниц заметно, насколько разобщены главные герои - в их мире нивелируются даже семейные и дружеские отношения. Наиболее ярко данный мотив проявляется на уровне языка - речь Эллен изобилует конструкциями в третьем лице, несмотря на то, что в этот момент она ведет диалог: «The way she bangs about!» [1, p. 6]. Подобные конструкции можно также найти в речи юноши-негра: «She doesn’t even know how it works» [1, p. 20]. Кроме того, сами обращения героев друг к другу указывают на их разобщенность - Джо, например, ни разу не называет Эллен мамой, а обращается к ней исключительно по имени.

Не менее важен мотив тоски по дому. В силу разобщенности все герои являются своего рода «бездомными» - Джо и Эллен скитаются по съемным квартирам, юноша-негр все время в плавании, Джеф снимает квартиру вместе с Джо. Даже Питер - казалось бы, счастливый обладатель большого белого дома - чувствует себя неуютно и постоянно скитается по кабакам. Неслучайна песенка, которую он напевает в одном из эпизодов: «I see a quiet place, a fireplace, a cosy room» [1, p. 15].

Весьма необычен в пьесе мотив глаз. При помощи нескольких деталей подчеркивается «незрячесть» некоторых персонажей, причем не фактическая, а духовная. Так, Питер носит повязку, поскольку потерял глаз во время войны. Причем в эпизоде, когда он пытается «откупиться» от Джо конфетами и покрасоваться перед Эллен, он отказывается показать «дырку» от глаза - ведь в ней пустота. Точно так же он отказывается показать свою истинную сущность и духовную пустоту.

Наконец, один из ключевых мотивов - мотив детства. С одной стороны, он выражается в детском поведении Джо, которая часто задает ребяческие вопросы и дурачится (это опять же наиболее заметно на уровне языка). В то же время мотив детства восходит к другому ключевому образу - будущему ребенку Джо. Он - символ нового мира, создать который - задача Джо и ее поколения. Именно поэтому вокруг будущего ребенка собираются в конце все герои пьесы. Здесь он перерастает в главный мотив произведения - мотив надежды, которая и есть тот самый «вкус меда».

При внимательном чтении можно обнаружить, что в пьесе не раз упоминаются черный и белый цвета, причем в них есть определенная символика. Как правило, черным обозначены существующие явления, т. е. категория «реального». Категория «идеального» же выражена через белый цвет - во многих культурах это цвет бога, т. е. идеального. Черным окрашена вся жизнь Джо до того момента, как она стала ожидать ребенка - таковы темная и неуютная квартира Джо, юноша-негр, «as black as coal» (недаром в итоге их роман не сложился), рисунки Джо, выполненные углем, т. е. с черными контурами [1, p. 49]. Все это призвано подчеркнуть бесцельность жизни Джо до осознания своей материнской и поколенческой миссии - по словам самой героини, с ребенком к ней пришло чувство собственной значимости. Белым же окрашен дом, о котором мечтает Эллен, а также платье Джо в одной из последних сцен, что также подчеркивает духовную эволюцию героини.

Черный юмор - одна из основных речевых характеристик героев, призванная подчеркнуть их мировоззрение и ценности. В первую очередь он свойственен Эллен: «Why, had we run short of cemetery space?»; «like a coffin only not half as comfortable» (о кровати) и т. д. [1, p. 10, 17]. Для нее это - обычная речь, вполне сообразная с ее культурным уровнем и человеческими качествами (или их отсутствием). То же самое относится и к Питеру. Поначалу черный юмор встречается также и в речи Джо, однако со второй половины пьесы он исчезает, что также на уровне языка отражает нравственную эволюцию героини.

Д. В. Грабкин
Продолжение следует

Художественные особенности пьесы Шейлы Дилени «Вкус меда». Часть 1

Опубликовано 31.05.2020 17:57 | Просмотров: 1139 | Блог » RSS