06.08.2020 15:55

К вопросу об актуальности изучения экспрессивных средств языка в школе

К вопросу об актуальности изучения экспрессивных средств языка в школе

Статья посвящена актуальности изучения изобразительно-выразительных средств языка. Главный вопрос - изучение изобразительно-выразительных средств языка в школьном аспекте.
Ключевые слова: изобразительно-выразительные средства языка, изучение, формы, контекст, развитие.

В современной системе образования прослеживаются тенденции к переменам. Они, прежде всего, обусловлены декларируемым в качестве системной философии гуманоцентризмом. Деятельность человека, его способности и возможности взаимодействия с другим человеком и социумом в рамках меняющихся культурных трендов оказались в центре внимания.

Очевидно, что «Русский язык» как базисный социальноориентированный предмет, под влиянием этих относительно новых направлений претерпел определённые трансформации. На современном этапе развития этой дисциплины делается акцент на коммуникативный и социально-ориентационный аспекты языка. Помимо этого, большое внимание в современной концепции преподавания уделяется ситуативной стороне общения: умению продуцировать речевой акт в соответствии с коммуникативной интенцией и в зависимости от фрейма. Вместе с тем, такие тенденции отнюдь не противоречат классической методике. В частности, их декларировал в своих работах ещё С. П. Обнорский [3].

Возросший интерес к изобразительно-выразительной стороне языка, как к определяющей для его внешней и внутренней формы, особенно с учётом той роли, которую она играет в когнитивных процессах, на настоящем этапе развития представляется совсем не случайным. Такой интерес опять-таки не является новым, ещё М. М. Бахтин заявлял, что «Грамматические формы нельзя изучать без постоянного учёта их стилистического значения. Грамматика, оторванная от смысловой и стилистической стороны речи, неизбежно вырождается в схоластику» [1].

Разрабатываемый сейчас Федеральный образовательный государственный стандарт по русскому языку рассматривает языковые факты художественной литературы не только и не столько как дидактический материал для лингвистического анализа, но в первую очередь как средство для формирования эстетического и психологического мировосприятия у школьника, которое возникает у него путём сознательного формирования грамотных навыков использования средств языковой выразительности через применение коммуникативного подхода как базиса для возникновения правильной аксиологической шкалы в возникающей у него картине мира. Исходя из этих задач, становится необходим комплексный подход к анализу языковых фактов на материале художественные тропы и фигуры будут лежать в основе изучения языковых явлений в данном русле. Их исследование, несомненно, окажет влияние на формирование коммуникативных навыков учащегося и побудит его к сознательному и творческому использованию авторского компонента в речевом потоке.

«Неуклонное улучшение речевых навыков является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю умственную судьбу развития ребенка» по мнению Л. С. Выготского [2]. Одним из актуальных направлений современной методики развития речи, является формирование у учащихся внимательного отношения к слову, к его употреблению, а также развитие способности воспринимать и оценивать изобразительно-выразительный аспект речевого высказывания.

Непрерывная работа по развитию речи у учащихся не строиться отдельно по различным разделам. Необходимость взаимосвязи между разными сторонами работы по развитию речи не нуждается в особых доказательствах. Эта взаимодействие обусловлено объективно существующими в языке взаимосвязями между различными языковыми единицами, изучаемыми в школьном курсе русского языка (в том числе и на уровне речи), особенностями обучения в школе, поставленного в такие условия, когда важно искать емкие пути и средства передачи знаний ученикам, формирования у них необходимых знаний, умений и навыков.
Взаимосвязь между различными сторонами работы по развитию речи состоит из реализации представляемых далее путей изучения экспрессивных средств языка в школе.

Во-первых, изучение языковых средств выразительности в их отношении к средствам другого, более высокого уровня. Так, изучая звуки и значащие части слова, показывается как они соотносятся с единицами более высокого уровня - с морфемой и словом, как «участвуют в выражении смысла, входя в состав звуковых оболочек морфем и слов».

Оттенок уменьшительности обычно сопровождается экспрессией ласкательности, реже - шутливости, ироничности (диминутивные суффиксы); оттенок увеличительности - экспрессией грубости, пренебрежения, неодобрения, иронии, а также восхищения (аугментативные суффиксы), например:
«Взглянул на кустик - истину постиг:
Он и цветет и плодоносит пышно,
Его питает солнышко ...» [5]
«Вдоль по улице по узкой Чистый мчится ветерок Красотою древнерусской Обновился городок» [4]

Во-вторых, рассмотрение изобразительно-выразительных средств языка в их отношении к связной речи, к тексту. Это необходимо того, чтобы семантика языкового средства, его выразительность выявлялась «только на содержательном фоне связного текста, в ряде случае весьма значительного по объему», с учетом задачи и условий общения.
Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны,
Неведомый сын удивительных вольных племен!
Как прежде скакали на голос удачи капризный,
Я буду скакать по следам миновавших времен...
В минуты музыки печальной Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез... [6]

Русский язык насыщен образностью в различных своих проявлениях. В своей сути изобразительно-выразительные средства языка могут быть встроены в различных направлениях языковой деятельности, но именно в области литературы тропы в очень значимы, они оказываются необыкновенно пластичным средством неповторимой индивидуальности автора и изображаемых им явлений.

Развитие речи и словаря школьников, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении. Умение отобрать и употребить слово в свойственном ему значении в зависимости от темы высказывания, от ближайшего словесного окружения, от соседства с другими словами - один из первых и важных шагов в развитии лексической культуры и вообще речевой культуры учащихся. Таким образом, актуальность изучения изобразительно-выразительных средств языка в школе на уроках неоспорима.

Список использованной литературы
1. Бахтин М. М. Вопросы стилистики на уроках русского языка в средней школе: Стилистическое значение бессоюзного сложного предложения // Русская словесность. 1994. № 2. С. 47-56.
2. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М.: Академия, 1956. 438 с.
3. Обнорский С. П. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1980. 354 с.
4. Рубцов Н. М. «Выпал снег.»
5. Рубцов Н. М. «Взглянул на кустик - истину постиг... »
6. Рубцов Н. М. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны.»

Мищенко Д. Е.

К вопросу об актуальности изучения экспрессивных средств языка в школе

Опубликовано 06.08.2020 15:55 | Просмотров: 576 | Блог » RSS