03.07.2019 11:06

К. С. Малевич: размышления о творчестве, о судьбе

К. С. Малевич: размышления о творчестве, о судьбе

Когда звучит имя «Малевич», большинство людей представляют черный квадрат. Однако знаменитый художник создал не только эту картину, интересен и его жизненный путь [подробно: 3; 5].

В 1896 г. семья художника перебирается в Курск, где Казимир поступает на службу чертежником в отдел управления железной дороги. В 1904 г. он отправляется в Москву и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. С 1906 г. он учится в студии Рерберга, начинает участвовать в выставках. Систематическое обучение К. Малевича больше зависело от собственной художественной практики, освоения новых методов и приемов. Благодаря поискам новых форм искусства, К. Малевич быстро стал одной из центральных фигур художественной жизни Москвы и Санкт-Петербурга.

Каждая работа К. Малевича порождает вопрос: «Почему так?». Ответ можно найти в сложных философских положениях его творческого кредо. Творчество К. Малевича было протестом, он не хотел идти по пути большинства, всегда искал новый, еще неизведанный путь. Как в жизни, так и в искусстве художник был свободным в поиске человеком. Попытки К. Малевича создать что-то новое, отличное от других, увенчались успехом. Он стал автором нового направления в живописи - супрематизма (от латинского слова «supremus», что означает «выше»). Сначала художник «высоким» видел цвет, но потом, с приходом известности, начал видеть весь свой стиль как «высокий». Он представлял цвет как энергию, которая была сосредоточена в теле; выразительность живописи, на его взгляд, могла быть извлечена из формы. В то же время, К. Малевич говорил о том, что цветовые ощущения и движения занимают главенствующее положение по отношению к форме. «В конце концов, в супрематизме остались только динамичные цветовые ощущения, передаваемые через цветовые прямоугольники» [1, с. 215]. Художник писал: «Супрематизм в одной своей стадии имеет чисто философское через цвет познавательное движение, а во второй - как форма, которая может быть прикладная, образовав новый стиль супрематического украшения» [4, с. 118]. А отсюда следует, что каждая форма имеет свойственную ей окраску. Считая это подтвержденным на основе ряда опытов, Малевич задается вопросом: «...можно ли говорить о соответствии формы цвету в живописных произведениях, если их сам живописец не разделял на форму и цвет» [2, с. 25].

Для К. Малевича супрематизм был самым высоким, лучшим и истинным стилем живописи. Прошло почти столетие с момента создания «Черного квадрата», а он продолжает вызывать противоречивые чувства. Многие, кто видел «Черный квадрат», как правило, считают возможным следующим образом высказаться о нем: «И я смогу сделать так». Да, вероятно, но К. Малевич был первым, кто это сделал, именно из-за его мужества и неординарности все узнали о нем.

Как К. Малевич понимал живопись? Об этом можно сказать одной цитатой: «Когда пропадет привычка видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение» [4, с. 73]. В чем разница между «чистой» работой в искусстве и «нечистой»? В том, что, по мнению художника, искусство «должно отказаться от прошлого», «искусство должно отрешаться от вчерашнего» [4, с. 185] при создании совершенно нового, отличного от того, что уже создано. Именно эту уникальность должен сохранить в своем творчестве художник. К. Малевич пришел к «беспредметному искусству». На картине не должно быть определенных объектов, потому что это будет повторение того, что уже существует, ведь в таком случае художник не создает ничего нового. И он следовал своему правилу, создавая то, чего никогда раньше не было. Это было совершенно новое и необычное искусство, вызвавшее общественный резонанс, споры. К. Малевич попытался передать движения людей с помощью простых геометрических фигур. Было создано множество работ, одной из самых известных является «Лесорубы». Движение на картине передано через цветовые переходы.

Гениальность великого художника нашла выражение не только в живописи, но и в декоративно-прикладном направлении. Так, на пример, К. Малевич и его последователи активно распространяли идеи супрематизма на Государственном фарфоровом заводе в Петрограде. Плоды его успехов в фарфоре сегодня хранятся в самых главных музеях страны и являются предметами, желанными для коллекционеров. Все они были разработаны как посуда для ежедневного использования, для простых людей.

К. Малевич также занимался орнаментами для тканей. Все они отличаются влиянием супрематизма, имеют те же типичные формы и цвета: черный, синий, красный, зеленый.

К. Малевич вдохновлялся народным творчеством. В автобиографии художник называет своих первых учителей - простых крестьян. Действительно, в вышивках можно увидеть ту же геометрию, в украшениях на белом фоне все те же цвета: красный, зеленый, синий, - как и у К. С. Малевича.

В некотором соответствии с законами супрематизма биографы разбирают жизнь художника на простые компоненты разных цветов: родился в большой семье, женат три раза, образован, состоял в разных творческих сообществах, создал много картин, написал несколько книг. Однако за этой элементной мозаике - безграничная глубина, пространство для исследования искусствоведов, философов, размышлений обычных любителей искусства. К. С. Малевич прожил полную событиями жизнь, оставив больше, чем просто творческое наследие. Он дал ученикам и потомкам совершенно новую идеологию творчества, будто растворившись в своих творениях, поставив в своей жизни не точку, а многоточие.

Литература
1. Малевич, К. С. О себе / К. Малевич. - Москва: Эксмо, 2015. - 445 с.
2. Малевич, К. С. Собрание сочинений. В 5 т. - Москва: Гилея, 1998. - 372 с.
3. Малевич, К. Художник и теоретик / К. Малевич. - Москва: Совет. худож., 1990. - 240 с.
4. Малевич, К. Черный квадрат / К. Малевич. - Санкт-Петербург: Азбука, 2012. - 288с.
5. Шатских, А. С. Казимир Малевич / А. С. Шитских. - Москва: Слово, 1996. - 96 с.

Зимовейская М. А.

К. С. Малевич: размышления о творчестве, о судьбе

Опубликовано 03.07.2019 11:06 | Просмотров: 786 | Блог » RSS