19.05.2020 15:32
К проблеме совершенствования рекреативно-оздоровительного отдыха детей и юношества московского региона
Известно, что рекреационно-оздоровительная деятельность, предоставляемая детям, является залогом воспроизводства здорового населения страны. Этому вопросу уделялось достаточно большое внимание в советский период, когда была создана уникальная по охвату система детского кратковременного и длительного отдыха, направленная на формирование физического и духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения, позволявшая обеспечивать загородным отдыхом 90% детей горожан (2,6).
Как известно, переход к рыночным отношениям разрушил систему детского рекреационно-оздоровительного отдыха, поскольку большинство детских учреждений длительного оздоровительного отдыха имели ведомственную принадлежность, а с остановкой промышленных предприятий и закрытием большинства научных учреждений, которым они принадлежали, перестали функционировать: общее число загородных оздоровительных учреждений за последние годы сократилось в несколько раз, а число отдохнувших в них летом детей уменьшилось до 1,5 миллионов, т.е. менее 50 % детского населения Москвы и Московской области. Дошкольные загородные учреждения отдыха (выездные детские сады) практически перестали существовать. Те же, что образовались вместо них, организованы для детей современной элиты, они перестали быть социально-ориентированными: средняя стоимость проживания дошкольника в таком оздоровительном учреждении варьируется от 500 до 2500 руб./сутки и более (от 15000 руб. до 75000 руб. в месяц).
На смену загородному оздоровительному отдыху детей и подростков организованы месячные летние лагеря в городских ДОУ и общеобразовательных школах с дневным пребыванием детей. Эти лагеря решают только одну задачу - оградить детей от тлетворного влияния улицы хотя бы на несколько часов в течение одного летнего месяца. Они не могут осуществлять оздоровление детей, поскольку те по-прежнему остаются в городской экологически опасной среде. В двух других летних месяцах ДОУ и школы не могут организовать лагеря: в июне-августе проводятся ремонтные работы, а в июне в школах еще идут экзамены. Подчеркнем, что школьные лагеря ни в коем случае нельзя рассматривать как альтернативу загородному оздоровительному отдыху. Подчеркнем также, что за время переходного периода была разрушена и система кратковременного отдыха детей по месту жительства: большую часть спортивных дворовых площадок заняли стоянки автомобилей, на смену бесплатным детским кружкам и клубам при ЖЭКах и районных библиотеках пришли платные детские центры и клубы, доступные детям только наиболее состоятельной публики. При этом, четко прослеживается социальная незащищенность детей из малообеспеченных семей. Зачастую, предоставленные улице дети обречены на физическую и духовную деградацию и быстро оказываются под воздействием криминальных структур, что привело к увеличению детской преступности, к развитию детской наркомании, алкоголизма и проституции. В целом, в социально-ориентированной политике государства в отношении оздоровительного отдыха для детского населения, отмечается неутешительная картина в большинстве регионов России. Это обстоятельство явилось основой для специального Предписания Президента РФ Д.А. Медведева от 11 августа 2008 года, в котором создание полноценной разносторонней системы детского отдыха определено главным приоритетом социальной политики государства. После этого, вопросы активизации детского отдыха многие регионы включили в свои концепции и программы устойчивого развития туризма на ближайшую и дальнюю перспективу. Это четко видно из анализа существующей системы детской рекреации и лечебно-оздоровительного отдыха в Московском регионе и принимаемых мер по дальнейшему развитию этой системы.
В настоящее время (6, 7) на территории столицы и области функционирует всего 191 учреждение, в которых оказываются рекреационно-оздоровительные услуги детям. К ним относятся: 52 детских санатория, 6 реабилитационных центров, 13 оздоровительных круглогодичных лагерей санаторного типа, 105 детских оздоровительных лагерей, 7 пансионатов и 8 санаториев-профилакториев, где принимают на отдых родителей с детьми, для которых разработаны специальные детские рекреационно-оздоровительные услуги.
Детские санатории региона делятся по нозологиям на: бронхолегочные (кол-во12), психоневрологические (11), общесоматические (11), туберкулезные (5), пульмонологические (4), кардиоревматические (3), нефрологические (3), ортопедические (2), гастроэнтерологический (1).
Детские реабилитационные центры направлены в основном на лечение инвалидов детства, а оздоровительные лагеря санаторного типа относятся преимущественно к общесоматическим.
Следует отметить, что во всех перечисленных учреждениях проводятся рекреационно-оздоровительные процедуры, направленные на общее укрепление физического здоровья детей и их интеллектуальное развитие.
Однако, статистика показывает явное неблагополучие в системе детского оздоровительного отдыха в регионе, обусловленная как сокращением детских специализированных рекреационных учреждений по сравнению с Советским периодом в 12,5 раз при общем росте детского населения, так и качественными изменениями самой системы.
В ходе исследования выявились ряд недостатков, связанных с «реанимацией» детского рекреативно-оздоровительного отдыха, которые не терпят отлагательств, так как снижение физического состояния подрастающего поколения может в перспективе отрицательно сказаться на снижении качества жизни населения России и обороноспособности государства.
Проведенный анализ обширной научно-методической литературы Советского периода, а также обобщение личного опыта работы в детских учреждениях рекреационно-оздоровительного профиля, опрос и интервьюирование 12 методистов, преподавателей детско-юношеских учреждений базового и дополнительного образования г. Москвы и Московской области (средний возраст 58.4 года, стаж работы 36.6 лет) свидетельствует, что накопленный в этот период научно-методический потенциал необходимо использовать в настоящее время. Справедливости ради отметим, что в последние годы эта система начала как-то возрождаться. Однако, в ходе исследования выявились ряд существенных недостатков рекреативно-оздоровительного детско-юношеского отдыха. Напомним, что в те годы рекреационно-оздоровительные услуги детям кратковременно оказывались по месту жительства в детских садах и школах в виде специализированных гимнастик, занятий физической культурой, прогулок на свежем воздухе, а в ряде случаев и купания в бассейне. Одновременно при ЖЭКах организовывались различные спортивные, досуговые и художественные клубы, на детских площадках строились коробки для спортивных игр, турники, спортивные бревна, брусья и др. Во всех городах функционировали детские и юношеские спортивные, музыкальные, художественные школы и центры детского художественного воспитания, дома пионеров, а в школах работали бесплатные разнообразные по тематике кружки оздоровительной направленности, позволявшие бороться с развивающейся гиподинамией.
Различные оздоровительные занятия проводились и в сельских клубах.
В летний период детей горожан отправляли на отдых: дошкольников - в выездные загородные детские сады, а школьников - в пионерские лагеря. Формированием сети детских учреждений загородного оздоровительного отдыха занималось как государство, так и различные промышленные предприятия, и ведомства, которые строили для детей своих сотрудников загородные учреждения отдыха.
Нам представляется, что для быстрого воссоздания и развития системы детского рекреативно-оздоровительного отдыха необходимо использовать положительный научно-методический потенциал и организационно-управленческий опыт Советского периода и осуществить комплекс, по крайней мере, следующих мероприятий:
1. Произвести инвентаризацию ранее выделенных площадей под детские оздоровительные учреждения и, юридически обоснованно, вернуть их для детского оздоровления.
2. Восстановить и развить систему загородного дошкольного отдыха, организовав выездные детские сады для всех детских садов, постоянно находящихся в крупных городах и промцентрах.
3. Для детей и подростков восстановить и расширить сеть стационарных детских оздоровительных лагерей преимущественно на муниципальной и ведомственной принадлежности.
4. Организовывать в летний период сеть передвижных палаточных лагерей для школьников спортивно-оздоровительной и туристско- экологической направленности.
5. Учитывая столичные функции региона, привлекающие в него детей всей страны, организовать на одном из водохранилищ Подмосковья лагерь федерального значения по типу «Подмосковный Артек».
6. Для улучшения детского здоровья значительно (в 2 раза и более) увеличить число детских санаториев, профилакториев, предусмотрев в них новые медицинские профили в соответствии с меняющимся характером заболеваемости детского населения, выбирая под них природные лечебные местности в экологически чистых территориях.
7. Для борьбы с детской инвалидностью открыть детские реабилитационные центры не только для инвалидов детства, но и для профилактики, долечивания детей, перенесших тяжелые заболевания.
8. Для улучшения общего физического состояния детей открыть муниципальные фитнес-центры, центры детско-юношеского туризма и краеведения и др., с бесплатным посещением детей в конкретных микрорайонах.
9. Для формирования национального самосознания подрастающего поколения расширить численность и значительно улучшит качество работы детско-юношеских туристских клубов и усилить их тематику. Особый упор при этом необходимо сделать на развитие детских военно-патриотических, военно-исторических и эколого-краеведческих туристских клубов.
10. Обеспечить детские медицинские, лечебно-оздоровительные, учреждения общего, дополнительного и специального образования каталогами детских лечебно-оздоровительных, профилактических учреждений и культурно-досуговых центров г.Москвы и Московской области.
11. Значительно расширить практику подготовки высококвалифицированных кадров и волонтеров, ориентированных на качественную организацию и проведение детско-юношеского рекреативно-оздоровительного отдыха.
Литература
1. Ветитнев А.М. Курортное дело: Учебное пособие / А.М. Ветитнев, Л.Б. Журавлёва. М.: КРОНУС, 2006. 528 с.
2. Ирисова, Т.А., Балезина, Т.В. Современное состояние детского лечебно-оздоровительного отдыха в Московском регионе. / Курортные ведомости: научно-информационный журнал №4 (43) 2007.
3. Маляренко, Ю. Е. Медико-биологическая сущность здоровья: продолжение дискуссии / Ю. Е. Маляренко [и др.] // Валеология. 2005. № 1. С. 5-16.
4. Маньшина Н.В. Курортология для всех. За здоровьем на курорт. М.: Вече - 2007. - 624 с. ISBN 978-5-9533-2354-3
5. Основные показатели деятельности санаторно-курортных организаций и организаций отдыха./ Туризм в цифрах, 2007: стат. сб. / ИИЦ «Статистика России, Федеральное агентство по туризму. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2007.- 40 с. - С.25-29.
6. Разумов А.Н., Стороженко Н.А. К вопросу актуализации разработки федеральной целевой программы «Развитие курортного дела в Российской Федерации»./Курортные ведомости, научно-информационный журнал №4 (67) 2011.
7. Сухарев Е.Е., Курортное дело: учеб. пособие / Е.Е.Сухарев. - 2-е изд., стер. - М.: «Омега-Л», 2011. - 224 с.
Наумов П.М.
Опубликовано 19.05.2020 15:32 | Просмотров: 971 | Блог » RSS |