03.09.2019 11:53

Яснополянская школа Л. Н. Толстого

Яснополянская школа Л. Н. Толстого

В теоретическом наследии и практическом педагогическом опыте прошлого школа, открытая Л. Н. Толстым для крестьянских детей Ясной Поляны, занимает особое место. В ней закладывались основы «педагогики ненасилия». Не случайно педагогические взгляды Л. Н. Толстого и его педагогический опыт оказали огромное влияние на многих педагогов- гуманистов.

Значительная часть взглядов Толстого на образование и воспитание ребенка оформилась именно в период существования яснополянской школы, хотя и позже он обращался к этим проблемам неоднократно. Они нашли выражение в статьях разных лет: «Воспитание и образование», «О народном образовании», «Прогресс и образование», «Кому у кого учиться писать: крестьянским детям у нас или нам у крестьянских детей?», в «Азбуке» и «Общих замечаниях для учителя» к ней (1870-е гг.), книгах афоризмов мудрецов мира.

Его ранние статьи о воспитании и образовании отличались парадоксальностью и вызывали возмущение многих педагогов и общественных деятелей того времени. Н. Г. Чернышевский откровенно советовал молодому писателю «поучиться» и «встать в уровень с наукой». Многими современниками Л. Н. Толстого и исследователями его творческого наследия часто расценивали его взгляды как пропаганду анархии в деле воспитания.

Действительно, в ранних статьях он противопоставил воспитание образованию и отрицал первое как одну из форм насилия над личностью ребенка. В конце жизни он признал ошибочность и искусственность такого противопоставления: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Образование, по Л. Н. Толстому, составляет совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание. Детские игры, работа, учение, искусства, науки – все образовывает, созидает человека.

Цель школы, по Л. Н. Толстому, – это воспитание творческой, нравственной личности, задача обучения и воспитания – это формирование творческого мышления и нравственного самосознания. «Если ученик в школе, – указывал он, – не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать». Система образования и должна содействовать гармонии развития учащегося. Взгляды Л. Н. Толстого на проблемы образования, воспитания, развития ребенка не были оторваны от жизни, они питались самой жизнью и вытекали из его педагогического опыта.

А. С. Терещенко

Яснополянская школа Л. Н. Толстого

Опубликовано 03.09.2019 11:53 | Просмотров: 702 | Блог » RSS