23.12.2018 20:04

Я.А. Коменский объясняет, зачем нужно наказание

Я.А. Коменский объясняет, зачем нужно наказание

Во-первых, многие родители, по его мнению, позволяют детям какие угодно своеволия, оправдывая их недостатком понимания и глупостью ребёнка. «Но ты сам - глупый ребёнок! …Ведь не для того он рождён, чтобы остаться телёнком или ослёнком, но чтобы стать разумным существом. Или ты не знаешь, что глупость связана с сердцем юноши, что она изгоняется оттуда, как говорит Писание, жезлом наказания? Почему ты предпочитаешь, чтобы он оставался при своей естественной глупости, а не был бы избавлен от неё с помощью своевременного святого и спасительного наказания?». Педагог подчёркивает, что ребёнок всё понимает: он понимает, что значит предаваться своеволию и гневу, беситься, злиться …и пр. Значит, ребёнок, по мнению Коменского, поймёт также, что такое розга и для чего она служит. [4, стр. 8]

Во-вторых, уважение к взрослому строится и на разумно организованном наказании по отношении к ребёнку: «…если часто будешь обращаться к ребёнку, будешь его обличать и наказывать, не беспокойся, он будет питать к тебе уважение». [4, стр. 12]

В-третьих, везде следуя идее природосообразности, Коменский объясняет необходимость применения наказания и с этой точки зрения, проводя параллель между природными явлениями и жизненными ситуациями.

Здесь можно привести ещё одну цитату из указанного выше труда знаменитого педагога, подтверждающую данное положение. «…Бесполезные травы мы не сразу можем вырвать, как только они начинают вырастать из земли, так как мы ещё не можем правильно отличить дикие травы от посеянных и не можем выдернуть их рукой. Однако верно и то, что не следует ждать, пока они подрастут, потому что впоследствии крапива будет жечь сильнее…Итак, как только ты заметишь плевелы, крапиву и терновник, тотчас вырывай. Тем успешнее будут произрастать настоящие посевы…Равным образом, если он пожелает вести себя дерзко и нагло, не жалей его, крикни на него, накажи его физически…». [4, стр. 34]

У Коменского есть две ступени наказания. Первая – окрик на ребёнка, если он в чём-либо ведёт себя неприлично. Однако, по Коменскому, это надо делать разумно, чтобы он не был потрясён и чтобы в то же время он почувствовал страх и следил за собой.

Иногда могут последовать за этим более сильное порицание и обращение к его совести с последующим увещеванием и угрозой, чтобы он этого не допускал. Если будет заметно исправление, то будет полезно немедленно или немного позже его снова его похвалить. «Ведь разумной похвалой и порицанием достигается многое не только у детей, но даже у взрослых» - пишет Ян Амос Коменский. [4, стр. 35]

Если эта первая ступень наказания останется недействительной, тогда применяется и другая – наказать розгами или побить рукой с той целью, чтобы ребёнок опомнился и более следил за своим поведением.

Таким образом, Ян Амос Коменский выступает за разумно применяемые наказания, в том числе физические, объясняя их необходимость и показывая уместность и силу их применения.

Далее хочу остановиться на взглядах одного из самых величайших педагогов-гуманистов современности – Василия Александровича Сухомлинского (1918- 1970).

Я.А. Коменский объясняет, зачем нужно наказание

Опубликовано 23.12.2018 20:04 | Просмотров: 1033 | Блог » RSS