03.02.2017 22:59

Из истории преподавания гуманитарных наук (по материалам англоязычных источников)

Из истории преподавания гуманитарных наук (по материалам англоязычных источников)

Воспитательные цели гуманитарного образования, его содержание обсуждаются на протяжении нескольких столетий, однако, до настоящего времени проблема остается нерешенной, а потому – актуальной. В проведенном нами исследовании по словарю Уэбстера были проанализированы все словарные дефиниции понятий «гуманизм», «гуманитарный», «гуманный» и т.д., уточнено их современное понимание и сделан анализ развития этих понятий – от древних цивилизаций до современности. Особое внимание уделялось анализу связи гуманитарных наук с теологией и формированию такой науки, как социология.

По материалам эссе известных американских ученых, дневниковым записям известных политиков, мемуарной литературе и т.д. было установлено, что в США, уже в начале XIX века, в период формирования национальной системы высшего образования, при преподавании гуманитарных дисциплин было утрачено индивидуальное влияние на обучаемого, и победила стереотипная академическая система, несмотря на то, что реформирование американского общества в 40-годы XIX века стимулировало интерес к социальным наукам. Появившиеся в то время различные христианско-социалистические группы, социальные коммуны, «Совершенное общество» Х.Нойса и т.п. видели задачу гуманитарных наук в воспитании гуманного человека. В то же время в высших учебных заведениях активно шел процесс «обнаучивания» гуманитарных дисциплин, формализация преподавания на фоне стремления утвердить в американских университетах и колледжах классическое английское образование по модели Оксбриджа и педантичную немецкую дидактику, что привело уже в ХХ веке к кризису гуманитарного образования.

С целью установления отношения современных студентов к гуманитарным дисциплинам и для оценки качества их преподавания было проведено анкетирование 48 студентов 4 курса исторического факультета ИвГУ, результаты которого были сопоставлены с данными социологического исследования об отношении к гуманитарным предметам, проведенного в ИГХТУ. Их результаты показали одинаковые преференции студентов двух вузов, сходные мотивы для глубокого изучения гуманитарных наук и одинаково отрицательное отношение к монотонному изложению учебного материала.

Я.М. Смирнова

Из истории преподавания гуманитарных наук (по материалам англоязычных источников)

Опубликовано 03.02.2017 22:59 | Просмотров: 522 | Блог » RSS