03.02.2017 22:59
Из истории преподавания гуманитарных наук (по материалам англоязычных источников)
Воспитательные цели гуманитарного образования, его содержание обсуждаются на протяжении нескольких столетий, однако, до настоящего времени проблема остается нерешенной, а потому – актуальной. В проведенном нами исследовании по словарю Уэбстера были проанализированы все словарные дефиниции понятий «гуманизм», «гуманитарный», «гуманный» и т.д., уточнено их современное понимание и сделан анализ развития этих понятий – от древних цивилизаций до современности. Особое внимание уделялось анализу связи гуманитарных наук с теологией и формированию такой науки, как социология.
По материалам эссе известных американских ученых, дневниковым записям известных политиков, мемуарной литературе и т.д. было установлено, что в США, уже в начале XIX века, в период формирования национальной системы высшего образования, при преподавании гуманитарных дисциплин было утрачено индивидуальное влияние на обучаемого, и победила стереотипная академическая система, несмотря на то, что реформирование американского общества в 40-годы XIX века стимулировало интерес к социальным наукам. Появившиеся в то время различные христианско-социалистические группы, социальные коммуны, «Совершенное общество» Х.Нойса и т.п. видели задачу гуманитарных наук в воспитании гуманного человека. В то же время в высших учебных заведениях активно шел процесс «обнаучивания» гуманитарных дисциплин, формализация преподавания на фоне стремления утвердить в американских университетах и колледжах классическое английское образование по модели Оксбриджа и педантичную немецкую дидактику, что привело уже в ХХ веке к кризису гуманитарного образования.
С целью установления отношения современных студентов к гуманитарным дисциплинам и для оценки качества их преподавания было проведено анкетирование 48 студентов 4 курса исторического факультета ИвГУ, результаты которого были сопоставлены с данными социологического исследования об отношении к гуманитарным предметам, проведенного в ИГХТУ. Их результаты показали одинаковые преференции студентов двух вузов, сходные мотивы для глубокого изучения гуманитарных наук и одинаково отрицательное отношение к монотонному изложению учебного материала.
Я.М. Смирнова
Опубликовано 03.02.2017 22:59 | Просмотров: 522 | Блог » RSS |