07.01.2023 15:17

Из истории изучения причитаний коми – зырян. Часть 1

Из истории изучения причитаний коми – зырян. Часть 1

В фольклорной традиции коми-зырян причитание является одним из наиболее развитых жанров. Исследователями обычно выделяются следующие разновидности причитаний: свадебные, похоронно-поминальные, рекрутские, а также трудовые, характерные только для коми традиции.

За последние десятилетия появился целый ряд теоретических исследований, посвященных проблемам изучения коми причитаний (работы А.К Микушева, Ф.В. Плесовского, В.В. Филипповой).

В первую очередь исследователи обращают свое внимание на структуру обряда. Как отмечает А.К. Байбурин, обряд – это культурный текст, включающий элементы, принадлежащие к различным уровням-кодам – акциональному, предметному, вербальному, музыкальному. Автор утверждает, что человеческое общество функционирует при том условии, если существует коллективная память. Человек традиционной культуры в своей памяти обычно удерживает наиболее существенный опыт, к которому относится, по мнению А.К. Байбурина, установление различного рода правил и схем, и в первую очередь систему родства и брачных отношений. Таким образом можно сказать, что ритуал (обряд) в устном обществе – наиболее эффективный механизм сохранения коллективной памяти. Культура с таким типом памяти ориентирована не столько на создание нового, сколько на воспроизведение уже известной информации. (Байбурин А.К Ритуал в традиционной культуре. С. 11-15. 146). Следовательно, как утверждает А.К. Байбурин, передача информации происходит не при помощи правил, а при помощи «цитат», которые следует помнить наизусть. Это положение является очень актуальным, так как в коми традиционной культуре хранителями коллективной памяти были тексты, традиционно называемые «бöрдöдчанкывъяс» (причитания).

С точки зрения взаимосвязи с ритуалом исследователи выделяют две группы причитаний. Первая – это ритуальные причитания, которые являются ритуально обязательными и соотносятся с тем или иным этапом обряда. Сюда входят причитания похоронные, свадебные и рекрутские. Ко второй группе причисляют причитания «на случай», исполняемые в любое время. В них женщины обычно выплакивают горечь своей жизни, повествуют о бедах и несчастьях, выпавших на их долю. Причитания подобного типа распространены не только во всех традициях коми-зырян, но и многих других финноугорских и славянских народов. К ним примыкают и особые формы причетных традиций, распространенные только у ижемских коми - колыбельные причитания, а также календарные и трудовые. (Филиппова В.В Традиционная культура и фольклор коми Сыктывкар: Издательский дом Коми, 2014. С. 135).

В обрядовой культуре коми-зырян наиболее значимое место занимают свадебные причитания. Они сопровождают все этапы свадебного ритуала, в ходе которого происходит изменение статуса невесты, расставание ее с девичеством и приобщение к новой жизни. Причитание в свадьбе является ритуальным языком личности, пребывающей в обряде перехода, в данном случае невесты, и служит средством регламентации свадебного обряда. (Филиппова В.В Традиционная культура и фольклор коми Сыктывкар: Издательский дом Коми, 2014. С. 135).

Начинают исполняться причитания с момента сватовства и звучат до приезда свадебного поезда. Наиболее стабильно причитания сопровождают такие ритуалы, как сватовство («корасьöм»), благословление («благословитöм»), расставание с волей («вöльнöй уськöдöм»), расплетание косы («кöса разьöм»), последняя ритуальная баня невесты («пывсьöм»), пробуждение невесты («невестаöс садьмöдöм»).

Д.И.Парахневич
Продолжение следует

Из истории изучения причитаний коми – зырян. Часть 1

Опубликовано 07.01.2023 15:17 | Просмотров: 209 | Блог » RSS