02.10.2021 13:00

Использование разнообразных пособий с точечным массажным эффектом для оздоровительного и общеукрепляющего воздействия на рефлекторные зоны

Использование разнообразных пособий с точечным массажным эффектом для оздоровительного и общеукрепляющего воздействия на рефлекторные зоны

Использование разнообразных пособий с точечным массажным эффектом для оздоровительного и общеукрепляющего воздействия на рефлекторные зоны стопы у детей с глубокими поражениями со стороны ода

Актуальность проблемы. Использование массажных пособий в лечебной гимнастике является не только средством укрепления свода стопы, расслабления или напряжения отдельных групп мышц, но и способ влияния на внутренние органы занимающегося.

На стопах находятся рефлекторные зоны (активные точки) воздействуя на них с помощью массажного оборудования, достигаются следующие цели:

■ Происходит регуляция деятельности всех функций и систем организма, тем самым осуществляется профилактика и лечение многих болезней.
■ Постепенно снимается напряжение в различных мышечных группах.
■ Восстанавливается баланс и возвращается способность к нормальному функционированию внутренних систем.

В связи с этим такой массаж обладает лечебным и профилактическим эффектом.

Цель работы - разработать и внедрить методику физической реабилитации детей дошкольного возраста с глубокими поражениями ОДА.

Организация исследования. Исследование проводится в д/с №1767 компенсирующего вида. Выделены для исследования 2 группы детей старшего возраста: группа №1 (Э) - старшая ортопедическая - (экспериментальная) и гр. №1(К) - старшая ортопедическая - (контрольная).

Методика. Теория массажа стопы и многовековый опыт говорят о том, что каждый внутренний орган человека имеет соответствующую рефлекторную зону на стопе.
Рефлекторные зоны стопы

Клинико-физиологическое обоснование применения пособий с точечным массажным эффектом. Воздействуя на определенные зоны, расположенные в области стоп появляются импульсы (электрорецепторы), которые суммируясь при массажном воздействии на глубоко лежащие ткани и органы, раздражают рецепторы, заложенные в сухожилиях, суставных сумках, связках, фасциях, мышцах (проприорецепторов), а также рецепторы стенок сосудов (ангиорецепторы) и внутренних органов (интерорецепторы), передаются по нервным волокнам в центральную нервную систему и достигают коры головного мозга, где все эти центростремительные афферентные импульсы синтезируются в общую сложную реакцию организма, которая проявляется в виде определённых функциональных изменений в различных органах и системах организма (см. табл.1). Таблица 1 Методика физической реабилитация (средства и формы). Методика проведения занятия лечебной гимнастикой.

Для выполнения детьми исследуемой категории нами предлагался следующий примерный перечень специальных упражнений. Каждое упражнение для мышц стопы выполнять босиком в течение 1-2 мин, чередуя их с обычной ходьбой для отдыха. Суммарно упражнения выполняются в течение 30мин. в день.

Упражнения в положении сидя или лёжа (без опоры на стопу):

1. Оттянув стопу, сгибать и разгибать пальцы ног до предела.
2. Взяв стопу на себя, сгибать и разгибать пальцы ног до предела.
3. Движение большого пальца стоп вверх, остальных вниз.
4. Согнуть пальцы ног (как бы в кулак), подержать 6-8 сек, затем разогнуть и развести их в стороны.

Упражнения в положении сидя или стоя (с опорой на стопу):

1. Сидя на стуле, поочерёдно поднимать носки и пятки.
2. Сидя на стуле (или на полу) ноги выпрямлены. Выполнять с полной амплитудой медленные круговые движения стопами: а) внутрь; б) наружу.
3. Сидя на стуле (или на полу), ноги выпрямлены, попеременное сгибание и разгибание стоп.
4. Стоя на внешней стороне стоп, подняться на носки и вернуться в исходное положение. Повторить 10-20 раз.
5. Стоя на внешней стороне стоп, выполнить полуприседание и вернуться в исходное положение. Повторить 10-20 раз.
6. Подъёмы на переднюю часть стопы (пружинистые покачивания) стоя на полу.
7. Подъёмы на переднюю часть стопы (пружинистые покачивания), стоя обеими ногами на рейке гимнастической стенки с разным положением стоп:
а) носки врозь, пятки вместе; б) параллельно; в) носки вместе, пятки врозь.
8. Подъёмы на переднюю часть стопы, стоя одной ногой на рейке гимнастической стенки.
9. Перенос предмета (мягкую игрушку, кубик, шарик, карандаш и т.п.) с одного места на другое, захватив его пальцами ног.
10. Сидя на стуле, катание массажного мяча серединой стопы в продольном, поперечном и круговом направлении или перекатывание стопой массажного валика вперёд и назад. Выполнять по 3-4 мин каждой ногой.

Упражнения в движении:

1. Ходьба по канату, лежащему на полу. 20-30 сек.
2. Ходьба по дорожке и канатам разного сечения, лежащим на полу. 1-1,5 мин.
3. В упоре присев продольно на канате, с опорой передними частями оснований стоп о пол, сгибание и разгибание пальцев стоп с перемещением вперёд 30-40 сек.
4. Стоя на ребристой части дорожки, сгибание и разгибание пальцев стоп с перемещением вперёд, назад и в стороны, держась руками за опору (гимнастическое бревно, стенка) или с помощью партнёра. 1,5-2 мин.

Тренажёр “Дорожка здоровья”. Тренажёр “дорожка здоровья” (рис. 1) предназначен для массажа подошвенных частей стоп с целью профилактики плоскостопия, а также для активизации точек расположенных на стопе, которые являются проекцией жизненно важных органов. При выполнении на “дорожке здоровья” специальных упражнений для укрепления мышц свода стопы оказывается общее оздоровительное воздействие на весь организм (рис. 2). Рис.2. Выполнение специальных упражнений на тренажёре «Дорожка здоровья»

Рис. 1. Тренажёр «Дорожка здоровья».
Комплекс упражнений на “Дорожке здоровья”.

1. Ходьба: руки на пояс, в стороны, вверх.
2. Ходьба спиной вперёд.
3. Ходьба на внешних сторонах стоп.
4. Ходьба скрестным шагом.
5. Ходьба с перекатом с пятки на носок.
6. Ходьба со сгибанием пальцев ног.
7. Ходьба в полуприседе.
8. Передвижение вперёд и назад с попеременной опорой руками и ногами о дорожку в положении спиной к ней.

Количество повторений каждого упражнения от 3 до 10 раз, до появления приятной теплоты в подошвах стоп. Комплекс упражнений на “дорожке здоровья” целесообразно выполнять через день.

Продолжительность занятий на “Дорожке здоровья” для дошкольников 3-5 мин 2-3 раза в день. После 2-3 мес. занятий на “дорожке здоровья” необходим месячный перерыв.

Заключение. Нами была разработана и апробирована комплексная методика физической реабилитации детей с глубокими поражениями ОДА аппарата, рассчитанная на 9 месяцев. Разработана методика проведения занятий ЛГ с применением пособий с точечным массажным эффектом.

В процессе всего учебного года осуществляется преемственность с родителями детей. Они приглашаются на текущие занятия, обеспечиваются комплексами ЛГ, и помогают в создании массажных пособий.

На данном этапе работы отмечается улучшение деятельности ОДА: улучшение походки, координации движений, улучшилось эмоциональное состояние детей (не хотят уходить с занятий). В конце мая будут подведены итоги эффективности использования массажных пособий на занятиях ЛФК. Мы осуществляем комплексное воздействие на коррекцию ОДА, что позволяет добиться наилучшей эффективности (занятия ЛГ, занятия физической культурой, плавание, массаж, физиотерапия, занятия с психологами и воспитателями групп).

Сосновская В.С.

Использование разнообразных пособий с точечным массажным эффектом для оздоровительного и общеукрепляющего воздействия на рефлекторные зоны

Опубликовано 02.10.2021 13:00 | Просмотров: 382 | Блог » RSS