02.10.2019 22:33

Использование дополнительного предмета в совершенствовании двигательно-координационной подготовки спортсменок в художественной гимнастике

Использование дополнительного предмета в совершенствовании двигательно-координационной подготовки спортсменок в художественной гимнастике

Художественная гимнастика зародилась как сложно-координационная система, которая в своей истории имеет последовательное усложнение комбинаций без предмета и с предметом. Обратившись к правилам соревнований и проанализировав их, можно сказать, что основу технической сложности гимнастических комбинаций составляют повороты, прыжки, равновесие и бросковые элементы. Базой для их выполнения служат специальные двигательные качества, характерные для художественной гимнастики - прыгучесть, способность к вращательным действиям, способность к пространственно - временным действиям, способность к сохранению равновесия, то есть координационные способности.

Вышеперечисленные качества являются базой, определяющим звеном для технической подготовленности.

Цель работы заключается в совершенствование двигательно-координационной подготовки гимнасток высокой квалификации.

Для достижения цели исследования, нами были поставлены следующие задачи.

1. Оценить координационные способности гимнасток высокой квалификации - студенток РГУФКСиТ.
2. Определить динамику развития двигательно-координиционных способностей гимнасток в течение года.
3. Определить влияния уровня развития координационных способностей на соревновательную оценку в групповых упражнениях.
4. Разработать методику использования дополнительного предмета в специально-двигательной подготовке гимнасток.
Как показали результаты статистической обработки, представленные нами в работе, уровень развития качества ловкости при выполнении двигательных действий (Д.Д.) мастерами спорта по художественной гимнастике на первом этапе педагогического эксперимента (2009) - средний и составил 7,8 балла, на втором этапе 8,7, что соответствует - уровню выше среднего.

Результаты статистической обработки, представлены нами графически на рис. 1.

Разработана эффективная методика развития двигательно-координационных способностей с использованием дополнительного предмета, позволяющая повысить уровень двигательно-координационных способностей. Гимнастки выполняли комплекс упражнений в течение 20-25 минут, в подготовительной части учебно-тренировочного занятия с использованием дополнительного предмета (скакалка + скакалка; обруч + обруч; мяч + мяч; лента + лента). В недельном микроцикле предлагалось выполнение предметных разминок в следующей последовательности:
1. Понедельник. Предметная разминка с двумя скакалками. \/Ч/
2. Вторник. Предметная разминка с двумя мячами. ® ®
3. Среда. Предметная разминка с двумя лентами.
4. Четверг. Предметная разминка с двумя обручами. О О
5. Пятница. Предметная разминка с двумя мячами. ® ®
6. Суббота. Предметная разминка с двумя лентами. /^г/^г

Во время педагогического исследования у спортсменок контрольной и экспериментальной группы РГУФКСиТ (2, 3 курсы) имеющих разряды - кандидаты в мастера спорта, мастера спорта по художественной гимнастике, в процессе контрольных соревнований, включающих двигательные действия:

Тесты:
1. Отбив теннисного мяча об пол, скрестный поворот на 360о. Оценивается количество раз, выполненных за 15 секунд.
2. Бросок обруча в лицевой плоскости, скрестный поворот на 360о. Оценивается количество раз, выполненных за 20 секунд.
3. Вертикальное равновесие на носке правой ноги, левая назад, руки в стороны. Засекается время удержания в секундах (t = 60”). Оценивается качество выполнения.
4. Вертикальное равновесие на носке левой ноги, правую назад, руки в стороны. Засекается время удержания в секундах (t = 60”). Оценивается качество выполнения.
5. Балансирование обруча на ладони правой руки. Фиксируется время удержания обруча.
6. Координационный комплекс. И.п. стойка на левой ноге, правая вперед, руки вверх, переворот вперед, «колесо», кувырок вперед, «циркуль», и.п., наклон назад. Фиксируется правильность выполнения. 2 раза на время.
7. Перекрестная передача обруча за спиной. Фиксируется количество передачи обруча за 20 сек.

Была определена динамика изменения показателей двигательнокоординационных способностей в течение 6 месяцев (2009-2010 год). Изменения показателей носят достоверных характер (p<0,05). Полученные данные позволили определить степень изменения средних групповых значений, которые оказываются различными в 7 тестах:
1) прирост показателей в тесте 1 незначительный - составил 5,0% (с 9,5±0,06 до 10,0±0,01) и является недостоверным (p>0,05);
2) средние групповые значения в тесте 2 увеличились с 8,6±0,4 до 9,7±0,12, что составило 11,3% при p<0,05;
3) изменения показателей в тесте 3 составили 13,3% (с 9,8±0,03 до
11, 3±0,03) при p<0,05;
4) увеличение средних групповых показателей с 8,7±0,04 до 10,0±0,08 зафиксировано в тесте 4 и составляет 13,0% (p<0,05) на фоне значительной вариативности величин;
5) прирост показателей в тесте 5 составил 11,4% (с 6,2±0,13 до 7,0±0,07) и является достоверным (p<0,05);
6) результаты в тесте 6 увеличились на 7,2% (с 7,7±0,06 до 8,3±0,07) при p<0,05;
7) значительные изменения наблюдаются в тесте 7, которые составляют 22% (с 3,9±0,04 до 5,0±0,04, при p<0,05).

Для определения влияния двигательно-координационных способностей на соревновательную оценку в групповых упражнениях гимнасток высокой квалификации, был проведен ранговый корреляционный анализ между средними групповыми интегральными показателями, полученными при выполнении вертикального равновесия, координационного комплекса и интегральным показателем технической подготовленности гимнасток в групповых упражнениях (И.П.Т.П.2). В результате нами были получены коэффициенты, указывающие на наличие сильной достоверной связи между данными показателями, что указывает на наличие сильной достоверной зависимости технической подготовленности гимнасток, от способности сохранять устойчивое положение тела в пространстве.

Ивашина В.В.

Использование дополнительного предмета в совершенствовании двигательно-координационной подготовки спортсменок в художественной гимнастике

Опубликовано 02.10.2019 22:33 | Просмотров: 529 | Блог » RSS