27.11.2019 19:40

Интеллект - карта: возможности применения

Интеллект - карта: возможности применения

С тех пор как весной 1974 г. вышла книга американского психолога Т. Бьюзена «Думай головой» (в ред. 1995 г. - «Супермышление»), интеллект-карты получили широкое применение в различных сферах жизнедеятельности людей. Особенно актуально их применение в сфере образования, а именно в развитии навыков «эффективного мышления».

Целью исследования является выявление и апробация способов использования интеллект-карт на собственном опыте. Для решения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач: выявить и систематизировать основные способы применения интеллект-карт; провести апробацию способов на личном опыте; с помощью рефлексивного метода определить какие способы наиболее эффективно реализуются в практической деятельности. Объектом исследования являются интеллект-карты как графическое средство отражения процесса мышления и представления систематизированной информации в различных сферах жизни человека. Предметом исследования выступают конкретные апробированные автором варианты использования интеллект-карт в сфере образования, профессиональной и повседневной жизни. Исследование базируется на использовании метода анализа литературных источников и метода рефлексного анализа собственной деятельности.

Основой исследования является концепция интеллект-карт Т. Бьюзена. Интеллект - карта представляет собой технику представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме. Т. Бьюзен выделил 4 крупных сферы применения методики: персональная жизнь человека; семья; образование; профессиональная жизнь. Автор идеи предложил 31 вариант использования интеллект-карт по различным основаниям. В ходе исследования на практике апробировано 12 вариантов использования за прошедшие 5 лет.

В персональной жизни проанализированы такие варианты применения интеллект - карт как: самоанализ себя как личности и для выработки будущих целей; анализ и разрешение проблемных ситуаций; планирование дел на определенный период времени. Интеллект-карта в данном случае выступала как средство фиксации внимания на конкретном аспекте своей личности, черты характера или проблемы, которая вызывала озабоченность, а также как способ разностороннего взгляда на проблемную ситуацию и нахождение различных вариантов решения проблемы. Планы, созданные посредством интеллект-карты, задерживаются в памяти благодаря зрительным образам (наглядности) и позволяли наиболее эффективно распределять время на продолжительный срок.

В сфере образования и саморазвития интеллект-карты получили наиболее широкое применение: организация мыслительного процесса, в рамках которого интеллект-карты использовались для написания эссэ, сдачи экзамена, составление проектной работы; организация учебного процесса в целом, в котором карты были применимы при подготовке семинаров, курсовых и дипломной работы, сдаче экзамена; составление «генеральной интеллект-карты» для аннотирования книг, лекций, видеоматериалов. Интеллект-карта в сфере образования и саморазвития представляет возможность иметь перед глазами целостную картину, отражающую систему знаний по предмету, объекту исследования и т. д. С ее помощью информация может быть размещена в краткой форме на 1-2 страницах, соответственно может быть отражен больший объем информации, который будет структурирован, прокомментирован и усвоен, а также использован в дальнейшей учебной деятельности.

Также проанализированы интеллект-карты, применимые в профессиональной жизни. Такими примерами использования являются, например, подготовка презентаций, рациональное планирование времени на рабочем месте.

Из 12 проанализированных вариантов наиболее распространенными в применении оказались карты, применяемые в образовательной сфере и персональной жизни. Из 12 проанализированных способов, наиболее эффективными и удачно используемыми оказались 11 вариантов. Единственное исключение составило лишь применение в области аннотирования видеоматериалов, так как на данный процесс потребовалось больше времени, нежели при простом линейном аннотировании.

Интеллект-карты могут использоваться для разных целей и в различных сферах деятельности человека. Неважно, кто обращается к данной методике, специалист в какой-либо сфере, ученый, студент, или кто-то другой. Методика интеллект-карт может быть полезной каждому. Интеллект-карты индивидуальны, они отражают особенности личности человека, его образ мышления.

Исследование выполнено в рамках Программы стратегического развития университета, проект «Психолого-педагогического сопровождение образовательного процесса в университете».

А. В. Симакова

Интеллект - карта: возможности применения

Опубликовано 27.11.2019 19:40 | Просмотров: 503 | Блог » RSS