06.08.2020 15:58
Инновационные формы волонтерской деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В условиях инновационного развития России актуализируется задача создания качественно нового уровня развития молодежного добровольчества. В Основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, добровольчество определяется как стратегия позитивного развития молодежи [1]. Добровольцы оказывают помощь особо нуждающимся категориям населения. Одной из таких категорий являются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.
В 2015-2016 гг. студенты-волонтеры, будущие учителя физической культуры, стали активными участниками реализации социально-ориентированного проекта «Мир движений - океан возможностей» Фонда поддержки детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В целевую группу проекта вошли дети с интеллектуальной недостаточностью Шуйской коррекционной школы-интерната.
В качестве главного целевого ориентира волонтерской деятельности рассматривается содействие физическому и духовнонравственному развитию личности детей, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия в совместной деятельности для успешной социализации.
В основу деятельности студентов-волонтеров были заложены следующие принципы: «Смотреть не на проблему, а в глаза ребенку, принимать его таким как он есть», «Больше общаться, больше совместных дел (не делать за ребенка, а с ребенком)», «Показать ребенку себя и свой мир (быть воспитанными, добрыми, понимающими)», «Быть искренними с этими детьми».
Таким образом, главным приоритетом в работе с такими детьми стал индивидуальный подход, с учетом специфики психофизического здоровья каждого ребенка.
Инновационными формами волонтерской деятельности с детьми с интеллектуальной недостаточностью стали физкультурно-оздоровительное тьюторство и культурно-просветительские акции.
Физкультурно-оздоровительное тьюторство представляет собой форму взаимодействия участников физкультурно-оздоровительной деятельности. Данный вид тьюторства направлен на поддержку обучающихся с ОВЗ в освоении ими различных видов двигательной активности на основе учета индивидуальных психофизических особенностей состояния здоровья. Целью физкультурно-оздоровительного тьюторства выступает сопровождение обучающихся, помощь им в выборе и реализации индивидуального маршрута формирования и развития потенциала здоровья, развитие физической культуры личности и ее социальная адаптация.
Физкультурно-оздоровительное тьюторство детей с ОВЗ осуществлялось по программам «Двигаемся вместе», «Школа здоровья» и «Безопасное колесо».
Ежедневные занятия по программе «Двигаемся вместе» были направлены на развитие двигательных навыков детей, координации их движений, ориентации в пространстве, быстроты и ловкости. При этом использовалось нестандартное оборудование, изготовленное студентами-волонтерами из подручных и безопасных материалов. В комплект нестандартного оборудования входит набор «Жуки» (закрепленная на двух скакалках пластиковая бутылка), набор для футбола (закрепленные к стене параллельные две скакалки, по которым перемещается футбольный или ручной мяч), набор для рисования ногами (закрепленный на щите лист бумаги по которому можно рисовать стопой ноги с прикрепленной к ней губкой, смоченной гуашью).
В рамках программы «Школа здоровья» совместно с врачами и психологами проводились групповые и индивидуальные занятия с детьми по развитию гигиенических навыков, профилактики сезонных заболеваний и стрессовых ситуаций.
В рамках программы «Безопасное колесо» проводились мероприятия и акции с детьми и родителями, направленные на безопасное поведение на дорогах, профилактику детского дорожного травматизма, здорового и безопасного образа жизни.
Культурно-просветительские акции с детьми с интеллектуальной недостаточностью осуществлялась по программе «Как прекрасен этот мир» и направлены на духовно-нравственное и эстетическое развитие детей. В рамках программы проведены серия волонтерских акций «Милосердие» для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, спортивный праздник, посвя¬щенный Дню защиты детей, День милосердия, посвященный Дню инвалидов, фестиваль «Грамотей», форум «Пасхальный сувенир», фестиваль «День семьи, любви и верности», фестиваль детского творчества «Рождественский подарок» и др. [2].
Качественный и количественный анализ эффективности реализации проекта позволяет констатировать повышение у детей с интеллектуальной недостаточностью учебной мотивации, интереса к занятиям физической культурой и спортом, эмоционального настроя на учебу, желания ходить в школу. Возрос интерес к различным видам физической активности, появилось осознание успешности выполнения физических заданий, двигательных навыков. Раскрылись потенциальные возможности, максимально возможные с учетом их физиологического состояния. Все это способствовало социальной поддержке семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.
Список использованной литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики РФ на период до 2025 года». URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/39133.html
2. Новожилова В. О., Прияткина Н. Ю. Особенности организации культурно-досуговой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью // Международный студенческий научный вестник.
2015. № 5-2. С. 247-248.
3. Прияткина Н. Ю., Лаврух Н. А. Организация досуговой деятельности детей с ОВЗ // Методы психолого-педагогического и медикосоциального сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ. 2016. С. 44-60.
4. Прияткина Н. Ю. Технология организации волонтерской деятельности // Программа обучения волонтеров «Личный тренер». Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ. 2016. С. 4-7.
Представлен опыт осуществления волонтерской деятельности студентов-волонтеров с детьми с интеллектуальной недостаточностью с использованием таких инновационных форм как физкультурнооздоровительное тьюторство и культурно-просветительские акции.
Ключевые слова: инновационные формы волонтерской деятельности, физкультурно-оздоровительное тьюторство, дети с ограниченными возможностями здоровья.
В. О. Новожилова, Е. А. Краснова
Опубликовано 06.08.2020 15:58 | Просмотров: 1305 | Блог » RSS |