19.09.2017 23:03

Государственный долг РФ: формирование, динамика и обслуживание госдолга

Государственный долг РФ: формирование, динамика и обслуживание госдолга

История внешнего долга современной РФ. В сентябре - октябре 1992 г. представителям "семерки" и Парижского клуба кредиторов удалось навязать России схему ее единоличной ответственности по долгам СССР. После роспуска Межгосударственного совета Россия оказалась единственным полномочным правопреемником СССР в отношениях с Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Однако уже в начале 90-х годов XX века Россия стала быстро наращивать внешние заимствования, которые в основном использовались либо непроизводительно, либо шли просто на «затыкание дыр бюджета» (выплату пенсий, зарплат госслужащим, проведение избирательной компании Ельцина и т.п.). Долги росли как снежный ком и очень быстро долг СССР на этом фоне стал казаться относительно небольшой суммой, а текущие выплаты по российскому госдолгу в виде процентов стали быстро расти. Дефолт в определенном смысле завершил практику бесконтрольных внешних заимствований. В последние несколько лет долговое бремя России снижается в абсолютном выражении и относительно ВВП, а обслуживание внешнего долга осуществляется только за счет внутренних ресурсов. Расходы по обслуживанию и погашению долга в 2004 г. сократились до $121,7 млрд., а уже в 2010 году внешний долг РФ составил $37,6 млрд.

Официальная позиция Правительства РФ по вопросам долговой политики заключается в том, чтобы осуществлять все выплаты по внешнему долгу, во-первых, за счет бюджетных источников, а во-вторых, согласно, а при благоприятных обстоятельствах даже с опережением оригинального графика платежей. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Для сглаживания платежей в предстоящие годы следует вести опережающее погашение части долговых обязательств.

Существенным недостатком управления госдолгом является недостаточная разработка законодательно установленных целей государственных заимствований. Законодательная база по вопросам управления госдолгом характеризуется недостатками в разграничении компетенции, полномочий и ответственности органов госвласти в области управления госдолгом и порядка их взаимодействия. Вне рамок действующего законодательства остаются и вопросы координации и разграничения полномочий Правительства Российской Федерации и Банка России в проведении текущей долговой, денежно-кредитной и валютной политики. Такое положение дел необходимо исправить как в правовом, так и в экономическом ключе.

Новосельский А.М.

Государственный долг РФ: формирование, динамика и обслуживание госдолга

Опубликовано 19.09.2017 23:03 | Просмотров: 581 | Блог » RSS