29.03.2020 15:23
Гигиеническая оценка полноценности питания студентов медицинского факультета
Студенты составляют особую социальную группу, объединенную определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни. Для студенчества характерны: воздействие комплекса факторов, которые могут приводить к обострению приспособительных психических и физиологических механизмов, создавать факторы риска возникновения заболеваний. Все это делает необходимым выделение студентов в отдельную социальную группу.
Состояние здоровья студенчества в основном определяется его образом жизни. Деятельность студентов за последние годы настолько изменилось, что компенсаторные механизмы нередко с трудом справляются с повышенной нагрузкой.
Важным является, что успешное обучение студентов взаимосвязано с их здоровьем: чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение.
Для сохранения и укрепления здоровья за время обучения необходимо применение целого комплекса мероприятий по охране и укреплению здоровья студентов, врачебный контроль за их соматическим и психическим состоянием, своевременное выявление и предупреждение заболеваний, включение мотиваций на здоровый образ жизни.
Поступив в вуз, студент оказывается в новых социальных и психофизиологических условиях, а часто и в новой климатической среде. Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, представляет собой сложный многоуровневый социально-физиологический процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов.
Важным аспектом является правильная организация питания студентов. Для оценки полноценности питания нами была разработана специальная анкета, позволяющая оценить соответствие организации их питания основным законам питания и его концепции. В первую очередь обращалось внимание на употребление продуктов натурального происхождения. В соответствии с современными взглядами, при составлении рациона питания не менее трети употребляемых в пищу продуктов должны быть свежими, остальная часть - прошедшими термическую обработку; приемов пищи должно быть не меньше пяти; большую часть рациона должны составлять продукты из зерна, фрукты, различные овощи, бобовые, орехи, молочные продукты; исключать мясо раз в неделю, заменив его рыбой; трапезу начитать со свежих продуктов; заправлять салаты только растительными маслами; вместо приправ применять пряности и травы; употреблять в течение дня около 2 л жидкости.
По нашим данным, большинство - 38% опрошенных - принимают пищу 3 раза в сутки, на втором месте – 4 раза в сутки, третье место занимает частота 2 раза в сутки. Что касается завтрака, то абсолютное большинство (70%) завтракают ежедневно, 20% иногда и 10% респондентов не едят по утрам.
При выяснении вопроса о том, присутствуют ли у наших студентов в достаточном количестве в рационе жизненно важные питательные вещества, оказалось, что 75% употребляют мясо ежедневно, а 25% - 2-3 раза в неделю. Употребляют рыбу 2-3 раза в неделю около половины опрошенных. Ежедневно молочнокислые продукты употребляют 60% респондентов. Только немногим более половины обследованных ежедневно употребляют в пищу свежие овощи и фрукты. Важным микроэлементом в условиях Карелии является йод, однако только 20% студентов употребляют в пищу йодированную соль.
В рационе студентов нередко присутствуют питательные вещества, которые повышают когнитивные способности (полиненасыщенные жирные кислоты, микроэлементы и некоторые др.).
При оценке употребления так называемых «вредных продуктов» оказалось, что 50% опрошенных употребляют фаст-фуд и газированные напитки 2-3 раза в неделю, 24% включают в свой рацион сладости каждый день.
А. В. Копусь, Н. Т. Квачадзе
Опубликовано 29.03.2020 15:23 | Просмотров: 788 | Блог » RSS |