03.09.2020 12:12

Функция парадокса в пьесе О. Уайльда «Как важно быть серьезным». Часть 1

Функция парадокса в пьесе О. Уайльда «Как важно быть серьезным». Часть 1

Анализируется функция парадокса - уникального стилистического средства, которое лежит в основе одной из самых блестящих пьес О. Уайльда, «Как важно быть серьезным» и пронизывает ее на всех уровнях организации произведения.
Ключевые слова: Оскар Уайльд, функция парадокса, викторианская эпоха, эстетизм.

Оскар Уайльд (Oscar Wilde, 1854-1900) - знаменитый ирландский драматург, прозаик, поэт, критик и эстет - является одним из самых противоречивых по своему характеру и воззрениям писателем своего времени, поэтому неслучайно, что излюбленным художественным средством в его творчестве стал парадокс. Однако существующие критические работы, посвященные функции парадокса в драматургии Уайльда носят довольно обобщенный характер. Мы же предлагаем более подробный анализ этого вопроса на материале пьесы «Как важно быть серьезным».

Мы опираемся на определение парадокса, данное Т. В. Федосеевой и Г. И. Ершовой в статье «К вопросу о литературном парадоксе»: «Литературный парадокс есть художественный прием, основанный на противоречии заданному: общему мнению, стереотипу или намеренно созданному ожиданию» [2, с. 90].

У пьесы имеется авторский подзаголовок: «Легкомысленная комедия для серьезных людей» (A Trivial Comedy for Serious People), но, взяв за основу шаблон «салонной», легкой комедии, Уайльд посредством использования парадоксов поднимает важные социальные и нравственные вопросы, что делает его комедию философской, но при этом он облекает все в шутливую, несерьезную форму, завлекая калейдоскопом парадоксов читателей в свою «легкомысленную» игру.

Парадокс присутствует и в названии пьесы «The Importance of Being Earnest». Earnest в переводе с английского одновременно значит и «серьезный», и британский вариант мужского имени Эрнест (Ernest), а само имя Эрнест в свою очередь переводится «серьезный». Возникает парадоксальный вопрос: что важнее для героев пьесы - быть серьезным или быть Эрнестом? В викторианскую эпоху джентльмену было важно иметь репутацию серьезного человека, если он хотел добиться положения в обществе. Однако главные героини, Гвендолен Ферфакс и Сесили Кардью, мечтают выйти замуж не сколько за серьезного мужчину, сколько за мужчину, носящего имя Эрнест. Так, мы видим, что уже название настраивает читателя на восприятие пьесы как произведения, противоречащего логике и здравому смыслу.

В пьесе Уайльд обличает систему двойных стандартов викторианского общества через развитие отношений двух пар влюбленных: Джека и Гвендолен и Алджернона и Сесили.

Джон и его воспитанница Сесили относятся к деревенскому обществу. Джек, носящий простое имя, является опекуном Сесили и ответственно выполняет возложенные на него обязанности, но при этом ездит в город под вымышленным именем Эрнест, по его словам, единственно для развлечений и считает серьезность бесполезной и даже вредной чертой, «не способствующей ни здоровью, ни благополучию».

Сесили выросла на природе, поэтому ей в каким-то смысле не чужды понятия физического труда. В отличие от Гвендолен она имеет представление о лопате и ухаживает за цветами в саду, поливая их, но при этом она читает «трехтомные» романы и пытается соответствовать пропагандируемым в них идеалам светской девушки, из-за чего хочет выйти замуж за человека по имени Эрнест.

Алджернон и Гвендолен являют собой образцовых представителей высшего света. Алджернон - типичный светский денди и повеса, который серьезен лишь в «бенберировании» и приеме пищи. У него распространенное среди аристократов имя, которое, по его словам, носит «половина ответчиков по делам о банкротстве». Но он стремится сбежать из Лондона в деревню, чтобы отдохнуть от светских раутов и званых обедов.

Суслонова В. А.
Продолжение следует

Функция парадокса в пьесе О. Уайльда «Как важно быть серьезным». Часть 1

Опубликовано 03.09.2020 12:12 | Просмотров: 2664 | Блог » RSS