21.11.2019 18:37

Формирование социокультурной компетенции при изучении иностранного языка

Формирование социокультурной компетенции при изучении иностранного языка

В наше время возрастает роль изучения иностранных языков. Это связано с развитием культурных и экономических связей между странами и народами. Главной целью обучения иностранному языку на сегодня по ФГОС является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Термин иноязычная коммуникативная компетенция толкуется разными исследователями по-разному. М. Н. Вятютнев рассматривает коммуникативную компетенцию «как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации»; Н. И. Гез «как способность правильно использовать язык в разнообразных социально детерминированных ситуациях»; И. А. Зимняя рассматривала ее в качестве «определенной цели - результата обучения языку», как «способность субъекта осуществлять речевую деятельность, реализуя речевое поведение, адекватное по цели средствам и способам различным задачам и ситуациям общения».

Иноязычная коммуникативная компетенция имеет свои составляющие:
- языковой компетенции;
- речевой компетенции;
- социокультурной компетенции;
- учебная компетенция (или учебно-познавательная);
- компенсаторная компетенция.

Все эти составляющие важны, и поэтому нужно уделять внимание формированию всех компетенций.

Социокультурная компетенция подразумевает знакомство учащихся с социокультурным контекстом, в котором используется язык.

Социокультурная компетенция играет очень важную роль в процессе межкультурной коммуникации. При формировании социокультурной компетенции происходит соизучение родного языка и родной культуры и иностранных языков и культур других народов, развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения. Социокультурная компетенция включает три блока знаний:
- лингвострановедческие знания;
- социально-психологические знания;
- культорологические знания.

Лингвострановедческие знания - знания лексических единиц с национально-культурной семантикой и умения применять их в ситуациях межкультурного общения.

Социально-психологические знания - владение социокультурно-обусловленными сценариями, национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной лексики, принятой в данной культуре.

Культорологические знания - знания социокультурного, историко-культурного, этнокультурного фона и умения использовать их для достижения взаимопонимания с носителями данной культуры.

Изучение иностранного языка подразумевает знакомство с культурой и менталитетом другого народа. Именно поэтому формирование социокультурной компетенции является неотъемлемой частью изучения иностранного языка. Отсутствие социокультурной компетенции значительно затрудняет коммуникацию.

А. П. Гладышев

Формирование социокультурной компетенции при изучении иностранного языка

Опубликовано 21.11.2019 18:37 | Просмотров: 588 | Блог » RSS