21.11.2019 18:37
Формирование социокультурной компетенции при изучении иностранного языка
В наше время возрастает роль изучения иностранных языков. Это связано с развитием культурных и экономических связей между странами и народами. Главной целью обучения иностранному языку на сегодня по ФГОС является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Термин иноязычная коммуникативная компетенция толкуется разными исследователями по-разному. М. Н. Вятютнев рассматривает коммуникативную компетенцию «как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих у учеников до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации»; Н. И. Гез «как способность правильно использовать язык в разнообразных социально детерминированных ситуациях»; И. А. Зимняя рассматривала ее в качестве «определенной цели - результата обучения языку», как «способность субъекта осуществлять речевую деятельность, реализуя речевое поведение, адекватное по цели средствам и способам различным задачам и ситуациям общения».
Иноязычная коммуникативная компетенция имеет свои составляющие:
- языковой компетенции;
- речевой компетенции;
- социокультурной компетенции;
- учебная компетенция (или учебно-познавательная);
- компенсаторная компетенция.
Все эти составляющие важны, и поэтому нужно уделять внимание формированию всех компетенций.
Социокультурная компетенция подразумевает знакомство учащихся с социокультурным контекстом, в котором используется язык.
Социокультурная компетенция играет очень важную роль в процессе межкультурной коммуникации. При формировании социокультурной компетенции происходит соизучение родного языка и родной культуры и иностранных языков и культур других народов, развитие у школьников способностей представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения. Социокультурная компетенция включает три блока знаний:
- лингвострановедческие знания;
- социально-психологические знания;
- культорологические знания.
Лингвострановедческие знания - знания лексических единиц с национально-культурной семантикой и умения применять их в ситуациях межкультурного общения.
Социально-психологические знания - владение социокультурно-обусловленными сценариями, национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной лексики, принятой в данной культуре.
Культорологические знания - знания социокультурного, историко-культурного, этнокультурного фона и умения использовать их для достижения взаимопонимания с носителями данной культуры.
Изучение иностранного языка подразумевает знакомство с культурой и менталитетом другого народа. Именно поэтому формирование социокультурной компетенции является неотъемлемой частью изучения иностранного языка. Отсутствие социокультурной компетенции значительно затрудняет коммуникацию.
А. П. Гладышев
Опубликовано 21.11.2019 18:37 | Просмотров: 588 | Блог » RSS |