21.11.2019 18:34

Формирование социокультурной компетенции

Формирование социокультурной компетенции

Социокультурная компетенция как элемент общей культуры человека, интегративное свойство личности начинает занимать одно из приоритетных мест в социальном заказе общества школьному образованию. В связи с этим возникает необходимость в осознании и актуальности повышения ее роли в учебно-воспитательном процессе.

Недостаточно изученной является проблема формирования социокультурной компетенции учащихся. Теоретическое переосмысление подходов, содержания, принципов, методов и приемов обучения, их взаимодействия приобретает в этой связи немаловажное значение. Актуальной остается также проблема отбора материала.

Целью данной работы является теоретическое исследование вопроса формирования социокультурной компетенции для дальнейшего использования ее выводов при анализе и отборе аутентичных материалов, а также для разработки заданий и упражнений для формирования социокультурной компетенции.

Чтобы далее говорить социокультурной компетенции следует дать его определение. Из различных определений наиболее полным можно считать принадлежащее И. Л. Бим, которое звучит следующим образом: «Социокультурная компетенция - это приобщение к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения».

Формирование социокультурной компетенции базируется на определенном содержании обучения иностранному языку в любом типе учебного заведения, так, страноведческие знания, являясь одним из компонентов, представляют собой важнейшую часть содержания обучения - владение этими знаниями рассматривается как обязательное условие полноценного межкультурного общения.

Целью формирования социокультурной компетенции является развитие личности, способной выйти за пределы своей культуры и осуществить функции медиатора культур, не утрачивая собственной культурной идентичности. Медиатор культур - это посредник между собственной личностью, являющейся воплощением родной культуры, и личностью собеседника - носителя культуры иноязычной; человек, обладающий стратегиями выработки общего, единого для коммуникантов значения происходящего (речевых и неречевых действий), гармонизации отношений участников межкультурного общения и достижения на этой основе результата - продукта межкультурного общения.

Содержание социокультурной компетенции включает следующие компоненты:
- лингвострановедческий (лексические единицы с национально-культурной семантикой и умение их применять в ситуациях межкультурного общения);
- социолингвистический (языковые особенности социальных слоев, представителей разных поколений, полов, общественных групп, диалектов);
- социально-психологический (владение социально-культурно обусловленными сценариями, национально-специфическими моделями поведения с использованием коммуникативной техники, принятой в данной культуре);
- культурологический (социокультурный, историко-культурный, этнокультурный фон);
- личностно-развивающий.

Принимая во внимание важность наличия аутентичных материалов для формирования социокультурной компетенции, следует обратить внимание на их отбор. Требованиями для отбора являются следующие:
- аутентичность используемых материалов;
- информационная насыщенность;
- новизна информации для адресата;
- современность и актуальный историзм;
- учет интересов учащихся (в том числе профессиональных), а также увлечений/ предпочтений;
- соответствие речевых высказываний литературной норме изучаемого иностранного языка;
- страноведческая и лингвострановедческая значимость материалов;
- отбор и использование учебных материалов в соответствии с уровнями владения иностранным языком учащимися (с учетом принципа доступности и посильности);
- организация отобранных материалов в соответствии с принципами тематичности и нарастания сложности/трудностей.

Исходя из всего выше сказанного, формирование социокультурной компетенции не только важно, но и обязательно для успешного изучения иностранного языка. В современных условиях это готовность содействовать налаживанию межкультурных связей, представлять страну при межкультурных интеракциях, относиться с уважением к духовным ценностям других культур. Соответственно основная цель обучения иностранному языку может быть достигнута только при адекватном развитии социокультурной компетенции, т. е. при ее формировании необходимо воспитывать коммуникативно активную личность, способную обеспечить адекватное межкультурное общение, диалог культур. Формирование данной компетенции возможно только при наличии аутентичных материалов, которые должны подвергнуться внимательнейшему отбору. Только следуя данным требованиям можно успешно достигнуть формирования социокультурной компетенции. Также формирование данной компетенции должно быть неразрывно связано с учебным планом, быть неотъемлемой частью и ни в коем случае не должно отодвигаться на задний план.

С. С. Герасимова

Формирование социокультурной компетенции

Опубликовано 21.11.2019 18:34 | Просмотров: 1417 | Блог » RSS