12.11.2019 21:38

Формирование элементарной графической грамотности на уроках технологии во 2 классе средствами графических разминок

Формирование элементарной графической грамотности на уроках технологии во 2 классе средствами графических разминок

Младший школьный возраст является начальным этапом включения в учебную деятельность, в ходе которой происходит освоение различных видов знаково-символических систем, в том числе и графической. В связи с этим мы изучили возможности формирования элементарной графической грамотности на уроках технологии у обучающихся 2 класса.

Графическая грамотность стала таким же элементом общечеловеческой культуры, как компьютерная, и поэтому требует формирования элементарных графических умений с самого раннего школьного возраста. В начальной школе у детей формируется элементарная графическая грамотность, как первая ступень графической культуры человека.

Сущность понятия «элементарная графическая грамотность» заключается в умении читать различные графические изображения, строить их с помощью чертежно-измерительных инструментов, а также от руки и на глаз; в умении моделировать и конструировать графические ситуации, точно и быстро передавать информацию с использованием графических средств.

Формирование элементарной графической грамотности на уроках технологии, начиная с младшего школьного возраста, обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, социальным заказом к школе по развитию личости, которая обладает целым рядом качеств и свойств, основа которых закладывается на начальном этапе школьного обучения, в том числе и в процессе формирования графической грамотности на уроках технологии. Значимыми при этом являются развитие образного и логического мышления, внимания, воображения, трудолюбия, формирование структурных компонентов знаково-символической деятельности и др.

Во-вторых, графические знания, умения, как компоненты графической культуры личности являются востребованными в учебной деятельности младших школьников на уроках технологии в процессе создания ими различных материальных продуктов, а также в повседневной жизни.

В-третьих, отсутствие системности и целенаправленности в формировании элементарной графической грамотности учащихся в начальной школе приводит к тому, что стихийно формируемые ее компоненты зачастую не могут применяться школьниками самостоятельно при решении творческих задач в учебной и повседневной жизни. Это приводит и к тому, что переходя в среднее звено, у обучающихся недостаточно сформированы компоненты графической грамотности для успешной учебной деятельности.

В-четвертых, формирование элементарной графической грамотности на уроках технологии является средством развития личности учащихся, их дальнейшего гармоничного функционирования в информационно-технологическом мире.

Следовательно, одним из наиболее эффективных средств формирования элементарной графической грамотности у обучающихся начальных классов являются уроки технологии.

Ведущим способом организации усвоения основы элементарной графической грамотности на уроках технологии, на наш взгляд, могут стать графические разминки, которые обеспечат систематическое формирование графических знаний и умений у младших школьников. Графические разминки необходимо проводить в начале урока. Мы считаем, что включение графических разминок в образовательный процесс позволит активизировать процесс обучения, а именно: такие задания будут способствовать развитию мышления ребенка, умения слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать по правилам, применять образец и знания на практике. Также графические разминки помогут обучающимся восполнить и скорректировать ранее полученные знания. Содержание графических разминок строится на основе полученных знаний. При помощи графических разминок учащиеся будут отрабатывать умение строить различные графические изображения с помощью чертежно-измерительных инструментов, а также от руки и на глаз, умение ориентироваться на пространстве листа, развивать мелкую моторику рук и др. С каждым последующим классом уровень сложности графических разминок должен повышаться.

Таким образом, мы считаем, что в решении проблемы формирования элементарной графической грамотности на уроках технологии в начальных классах может помочь специально разработанный комплекс графических разминок.

Ю. С. Ганева

Формирование элементарной графической грамотности на уроках технологии во 2 классе средствами графических разминок

Опубликовано 12.11.2019 21:38 | Просмотров: 736 | Блог » RSS