18.10.2021 12:36

Физическая реабилитация детей 5-7 лет со спастической диплегией в период остаточных явлений детского церебрального паралича. Часть 2

Физическая реабилитация детей 5-7 лет со спастической диплегией в период остаточных явлений детского церебрального паралича. Часть 2

Все результаты, полученные в ходе эксперимента, обрабатывались методами математической статистики: определялись средние арифметические значения и t-критерий Стьюдента, по которым можно было говорить о достоверности результатов и однородности групп.

Исследование проводилось в три этапа:

I этап - декабрь 2009г - сентябрь 2011г - анализ литературных источников; постановка цели, определение задач и методов исследования.
II этап - октябрь 2011г - март 2012г - организация и проведение педагогического эксперимента.
III этап - март 2012г - май 2012г - обработка полученных данных методами математической статистики и формулирование выводов. Оформление выпускной квалификационной работы.

Педагогический эксперимент осуществлялся на базе Центра реабилитации детей и инвалидов 6 недель. Контингент - дети 5-7 лет со спастической диплегией. В эксперименте участвовало 2 группы - основная, или экспериментальная, и контрольная. Обеим группам предлагалась одна и та же программа физической реабилитации, включающая в себя занятия лечебной гимнастикой 2 раза в неделю по 60-90 минут и массаж, проводимый во время занятия лечебной гимнастикой. Однако испытуемым в экспериментальной группе предлагалось перед занятиями на протяжении 10 минут вместе с родителями слушать в спокойной обстановке живую фортепианную музыку, и далее заниматься лечебной гимнастикой под живое музыкальное сопровождение.

Таблица 1 Программа физической реабилитации для детей 5-7 лет со спастической диплегией
тестирования «Пирамидка» и на определение физических способностей детей, о которых говорилось ранее. Результаты тестов представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 3 Определение двигательных возможностей детей
Дальнейшая обработка результатов дала основание говорить об их достоверности, t-критерий Стьюдента находится в зоне значимости, то есть позволяет сделать вывод о том, что разработанная программа реабилитации оказала одинаковое положительное воздействие на всех испытуемых в экспериментальной и контрольной группах.

Средние арифметические значения, полученные до начала эксперимента, свидетельствуют об однородности экспериментальной и контрольной групп. В свою очередь, разница в средних арифметических значениях контрольной и экспериментальной групп после проведения эксперимента говорит о большей эффективности, предложенной нами методики в сочетании с живым музыкальным сопровождением.

Таким образом, данное исследование позволило нам сделать выводы о том, что тема детского церебрального паралича становится актуальнее с каждым годом, так как к сожалению, с каждым годом количество детей, имеющих последствия ДЦП, растет. И нужны все новые и новые исследования по этой теме. Нами была разработана программа физической реабилитации детей, в которой новизной явилось сочетание лечебной гимнастики с живым музыкальным сопровождением.

Оценка состояния мелкой моторики и наличия тех или иных двигательных умений и навыков до исследования указала на серьезные отклонения в физическом развитии детей, имеющих последствия ДЦП. Обследования тех же показателей после проведения педагогического эксперимента дали нам основания говорить об эффективности данной методики. И в контрольной, и в экспериментальной группах результаты улучшились, видна положительная динамика. Однако в основной группе динамика к улучшению выше, чем в контрольной, что говорит о благоприятном воздействии на нервную систему ребенка, имеющего последствия ДЦП, сочетания лечебной гимнастики с живой музыки фортепиано. Это дает основания и дальше исследовать данные результаты и в дальнейшем расширять область исследования по данной теме.

Литература
1. Бадалян Л.О. Детские церебральные параличи / Бадалян Л.О., Журба Л.Т. - Киев: Здоровья, 1988. - 328с.
2. Бортфельд С. А. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе / Бортфельд С. А., Рогачева Г. И. Л.: Медицина, 1986. - 132 с.
3. Гросс Н.А. Реабилитация опорно-двигательных функций у детей- инвалидов с использованием элементов физической культуры и спорта / Гросс Н.А., Гросс Ю.А., Горбунова Е.А. // Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. - М., 1996. - С. 332-339.
4. Семенова К. А. Детские церебральные параличи / Семенова К. А. -М.: Медицина, 1968. 256 с.
5. Bobath К. The nature of the paresis in cerebral palsy / Bobath K. // The sec. national spastics society study group. - Oxford, 1960. - P. 448.

Раева М.А.

Физическая реабилитация детей 5-7 лет со спастической диплегией в период остаточных явлений детского церебрального паралича. Часть 2

Опубликовано 18.10.2021 12:36 | Просмотров: 541 | Блог » RSS