18.10.2021 12:37

Физическая реабилитация детей 5-7 лет со спастической диплегией в период остаточных явлений детского церебрального паралича. Часть 1

Физическая реабилитация детей 5-7 лет со спастической диплегией в период остаточных явлений детского церебрального паралича. Часть 1

В Российской Федерации за последние 20 лет уровень инвалидности с детства увеличился более чем в 3,6 раза и, по прогнозам специалистов, будет увеличиваться в дальнейшем.

Детский церебральный паралич является сложным заболеванием центральной нервной системы, ведущим не только к двигательным нарушениям, но и вызывающим задержку или патологию умственного развития, речевую недостаточность, нарушение слуха и зрения и т.д. Тяжесть инвалидизации у 20-35% больных оказывается настолько значительной, что они не обслуживают себя, не передвигаются, оказываются необучаемыми.

Наблюдения последних лет показали, что комплексное, систематическое лечение может значительно снизить степень патологии ребенка или даже вовсе устранить ее. При этом, чем раньше начинаются реабилитационные мероприятия, тем благоприятнее прогноз работы с такими детьми. В возрасте 5¬7 лет, когда для растущего организма развитие основных физических качеств и формирование основных двигательных умений и навыков представляется наиболее легким, быстрым, эффективным, важно начать заниматься с детьми, имеющими патологию развития, чтобы максимально снизить уровень инвалидизации ребенка и адаптировать его к окружающему миру. В этом ключе данная тема представляется актуальной и открытой для новых методов реабилитации и адаптации таких детей в обществе.

Спастическая диплегия - одна из самых распространенных форм детского церебрального паралича, при которой поражены все четыре конечности, при чем руки поражены меньше, чем нижние конечности. При этом дети не могут самостоятельно себя обслуживать, затруднено передвижение. Интеллект в большинстве случаев сохранен.

Целью нашей работы было определить эффективность сочетания лечебной гимнастики с живым музыкальным сопровождением в программе реабилитации детей 5-7 лет со спастической диплегией в период остаточных явлений ДЦП.

Для достижения поставленной цели, мы определили ряд задач, как-то:

1. Проанализировать информационные источники по проблеме детского церебрального паралича и физической реабилитации детей со спастической диплегией.
2. Разработать и апробировать методику физической реабилитации детей со спастической диплегией в период остаточных явлений ДЦП.
3. Определить двигательные возможности исследуемых детей с ДЦП до и после прохождения курса реабилитации.
4. Оценить эффективность данной методики.

Объектом нашего исследования явился процесс физической реабилитации детей 5-7 лет со спастической диплегией в период остаточных явлений ДЦП. В то время как предметом - сочетание лечебной гимнастики с живой музыкой как основное средство физической реабилитации детей с диагнозом ДЦП.

В процессе исследования был осуществлен анализ литературных источников по данной теме с целью выявления основных особенностей развития детей со спастической диплегией с диагнозом ДЦП, сравнения уже известных методик работы с такими детьми и определения, что представляется возможным для дальнейшего изучения. Так же были проведены педагогическое наблюдение за детьми 5-7 лет со спастической диплегией, для чего посещались занятия с детьми, и педагогический эксперимент, в ходе которого и решались основные задачи и цель исследования.

Для оценки результатов использовались методы тестирования, такие, как: определение состояния мелкой моторики и определение двигательных возможностей детей со спастической диплегией. В первом тестировании детям предлагался тест «Пирамидка» - сбор детской пирамидки, состоящей из 5 колец. Оценка производилась по времени. Во втором тестировании детям предлагалось выполнить в различных исходных положениях простые физиологические движения и принять положения сидя, стоя на четвереньках, на коленях и стоя. Так же были даны задания в ходьбе, беге, прыжках. Двигательные возможности детей оценивались по балльной шкале, состоящей из 6 оценок. Ниже приведена расшифровка баллов.

0 - не может выполнить данное задание ни с чьей помощью;
1 - может принять позу с помощью, но не способен удерживать ее;
2 - может принять и удерживать позу с помощью посторонних;
3 - может самостоятельно принимать позу и удерживать ее с помощью;
4 - может самостоятельно принимать и удерживать позу;
5 - свободно управляет двигательной сферой.

Оценивалась сумма баллов у каждого ребенка, причем как до исследования, так и после. Помимо этих тестирований использовалась визуальная оценка состояния и двигательных возможностей детей.

Раева М.А.
Продолжение следует

Физическая реабилитация детей 5-7 лет со спастической диплегией в период остаточных явлений детского церебрального паралича. Часть 1

Опубликовано 18.10.2021 12:37 | Просмотров: 608 | Блог » RSS