22.10.2017 00:08

Философские теории древности и современная наука

Философские теории древности и современная наука

Сегодня особенно остро встал вопрос о месте в панораме духа вненаучного знания. В философских концепциях древности мы зачастую можем встретить определенные теории соответствующие современным научным представлениям. Самым известным примером, является теория атомизма. То, что мир состоит из мельчайших частиц, понял известный философ Демокрит. Возрождение этой теории появилось в Европе в 17 веке и в дальнейшем развивалось многими учеными физиками, в частности создателем первой квантовой теории был Нильс Бор. Таким образом, мы можем наблюдать классический пример ориентации современной науки на античную философскую мысль.

Одной из самых интересных научных теории современности является концепция эфира. Как известно, этот категория так же впервые была использована в работах философов Китая и Греции. Философы Древней Греции всесторонне занимались проблемами универсума и космогонии. Именно они дали название эфир той всепроникающей, неуловимой, не подлежащей нашим ощущениям материи. Творцы основ современной математики и физики считали эфир материальной средой (например, Р. Декарт). В конце своей жизни И. Ньютон объяснял наличие силы тяготения давлением эфирной среды на материальное тело. Первую серьезную попытку дать математическое описание эфира сделал МакКеллог в 1839 г., говоря, что эфир является средой, жестко закрепленной в мировом пространстве. Впрочем, есть и достаточно специфическое применение слова эфир у современных физиков.

В индийской мифологии заключены знания, которые сегодня считаются научными. Примером тому может послужить перечень последовательных обличий одного из индийских богов Вишну. Этот список можно сопоставить с эволюцией хордовых в биологии, а четыре последних воплощения - с социальной эволюцией. Индийская система летоисчисления, календарь Брамы, описывает грандиозные временные циклы. Например, День Брамы - 8,6 млрд. лет, это соответствует времени от Большого взрыва до наших дней. Кроме того, в Абхидхамокоше, индуистском трактате о сотворении мира мы видим прямую аналогию с теории пульсирующей вселенной. Тот факт, что такие глобальные космогонические идеи существовали в Древней Индии, представляется экстраординарным, особенно если мы сопоставим его с западной научной мыслью. Это дает нам право по-новому взглянуть отношение философии и науки.

Сурнин А.А.

Философские теории древности и современная наука

Опубликовано 22.10.2017 00:08 | Просмотров: 272 | Блог » RSS