20.10.2019 23:14

Эволюция понятия «естественное право» в истории

Эволюция понятия «естественное право» в истории

На первый взгляд может показаться, что выбранная тема имеет сугубо историческо-теоретическое, а не практическое значение. На самом деле она имеет прямую связь с современностью. Постсоветский период отечественной истории характеризуется очень высокой активностью в сфере законотворческой деятельности - появляются новые законы, модернизируются уже существующие. Для того, чтобы этот процесс шел в направлении, соответствующем интересам подлинно демократичного общества, необходимы четкие ориентиры, критерии оценок. Именно эту роль в истории, начиная с древности и до наших дней, играла доктрина естественного права. В этом мы видим актуальность нашей темы.

Естественное право традиционно понимается как синоним нравственно должного в праве. Поэтому в истории оно играло двоякую роль. С одной стороны, оно есть нравственная основа всякого конкретного правопорядка. Всякое позитивное право может требовать от людей повиновения не иначе, как во имя нравственного права того или другого общественного авторитета, той или другой власти. Но, поскольку действующее право далеко не всегда соответствует требованиям добра, то естественное право воспринимается и как призыв к усовершенствованию позитивного права. Оно играет роль движущего начала в истории, является необходимым условием прогресса, развития в праве.

Важно отметить психологическую «составляющую» естественного права. Первоначальным источником права всегда и везде являются идеи, сознание людей. Всякий внешний авторитет может иметь силу лишь до тех пор, пока люди убеждены в необходимости ему подчиняться. Веления государственной власти, равно как и веления обычая, могут иметь значение и силу права только до тех пор, пока в обществе есть убеждение в необходимости подчиняться власти, пока обычай служит выражением убеждения.

Что же касается истории формирования и развития понятия «естественное право», следует сказать, что за более чем двухтысячелетнюю историю своего существования естественно-правовое мышление проделало значительный путь от примитивных представлений об «установленном» и «неустановленном» порядке к отделению естественного права от права позитивного.

Начиная с древне - греческих мыслителей под естественным правом понималось совершенное и справедливое законодательство, проистекающее из вечных требований разума. Однако древние авторы не задавались вопросом, для какого народа, для какой вообще исторической среды оно представляется справедливым и совершенным. В результате у различных авторов получились весьма несхожие между собой оценки различных типов государственного устройства.

Однако нетрудно убедиться, что естественное право вовсе не есть кодекс неизменных правил. Естественное право есть то же, что право нравственное. Следовательно, его требования обладают, с одной стороны, характером правовым, с другой стороны, характером нравственным. Сущность всякого права выражается, с одной стороны, в предоставлении лицу известной сферы внешней свободы, а с другой стороны-в ограниче¬нии этой сферы. Эту функцию и выполняет и естественное право в процессе регулирования наиболее важных сторон человеческого существования.

Тем не менее, естественно - правовому подходу свойственен ряд недостатков, с учетом которых следует признать правомерность ряда критических замечаний, высказанных, к примеру, представителями юридического позитивизма в адрес естественно-правовой доктрины. Речь идет о таких недостатках, как смешение права и морали, формального и фактического при трактовке естественного права, абсолютизация относительных нравственных ценностей, которым должно соответствовать позитивное право и государство и т. д.

На основании всего сказанного можно сформулировать ряд выводов:
1) Естественно-правовой подход является фундаментальным методологическим и теоретическим принципом изучения правовой действительности: он связывает рассмотрение юридических проблем с основными человеческими ценностями - независимым статусом человека, свободой, правом на жизнь и т. д.
2) Идея естественного права является выражением существования жесткой зависимости права от внешних, объективных факторов.
3) Естественное право является правом в предельно широком смысле этого слова. Однако в силу своей предельной абстрактности, универсальности, вневременного характера нормы естественного права не могут быть непосредственно нормативно - ценностной основой регулирований людей и обязательно нуждаются в конкретизации, дополнении их содержания в форме норм позитивного права.
4) Естественное право - это воплощение объективных свойств и ценностей «настоящего» права. Естественно - правовая доктрина является нормативным комплексом, в состав которого помимо правовых норм входят также нормы морали, религии. С позиций этого комплекса выносятся обычно суждения ценностного характера о действующем законодательстве, власти и т. д.
5) Естественно-правовая доктрина является выражением требования постоянного развития позитивного права. Как бы ни был хорош положительный закон в момент своего принятия, со временем он неизбежно устаревает, т. к. регулируемая им социальная действительность постоянно изменяется. Естественно-правовой подход требует модернизации, внесения изменений в нормы положительного законодательства для того, чтобы оно соответствовало реально существующим общественным отношениям, стимулировало позитивные перемены в обществе.

А. А. Серышева

Эволюция понятия «естественное право» в истории

Опубликовано 20.10.2019 23:14 | Просмотров: 510 | Блог » RSS