15.11.2022 13:08
Эволюция личности Бертольда Брехта. Часть 1
Аннотация. Автор анализирует основные события жизни драматурга Бертольда Брехта, проводит сравнительную параллель с его психологическими особенностями. За основу биографических данных взяты основные этапы развития человека: детство, юность, зрелость; основные исторические события с 1898 – 1956 годы: буржуазная революция в Европе, первая и вторая мировые войны, послевоенное время.
Ключевые слова: «эволюция личности», психологические особенности, нигилизм, бунтарство, «сапокопание», «вечный подросток», «антибуржуазные взгляды», максимализм.
До сих пор не раскрыт феномен немецкого драматурга Бертольда Брехта. Драматургия и поэзия Брехта не только не ушли в прошлое, но с каждым годом приобретают все большее число друзей. Идеи Брехта по-прежнему современны, то, что вокруг них продолжаются споры, свидетельствует об их жгучей актуальности [5; 5].
Растет лавина сочинений посвященных его творчеству, его политическим и нравственным идеям. Однако современные писатели, используя его труды, забывают о самом создателе «эпического театра». С нашей точки зрения, интерес вызывает не только драматургия, поэзия и режиссура автора, интересна глобальная личность драматурга.
Мы изучили основные этапы жизни Бертольда Брехта, ранее знакомились с особенностями его «эпического театра».
Между фактами жизни человека и продуктом его деятельности всегда есть сам человек, с его внутренним миром, характером, особенностями переживаниями, ценностями, моралью.
В данной статье нам важно показать самого Бертольда Брехта – психологию его души.
Общеизвестное знание о нем, как о рациональном, конкретном материалистическом человеке в ходе своей работы мы поменяли - Брехт – нигилист или вечный подросток.
Существует два кардинально разных взгляда на явление человеческой личности. Согласно одному на личность влияют природные данные человека, - врожденные. Второй же взгляд - на личность исключительно влияет социальная среда, в которой она развивается, установки – убеждения, взгляды, направленность. Как сочетались эти факторы в формировании личности Брехта?
Детство, отрочество, юность
В городе Аугсбурге 10 февраля 1898 года родился Эуген Бертхольд Фридрих Брехт.
Я – Бертольт Брехт.
Из темных лесов Шварцвальда.
Меня моя мать принесла в города
Во чреве своем.
И холод лесов Шварцвальда
Во мне останется навсегда [4; 1].
Эуген Бертхольд Фридрих Брехт родился и рос в обеспеченной семье. Отец Бертольд Фридрих Брехт, «поднявшись до социального уровня среднего сословия, придерживался расхожих либерально-консервативных взглядов». В семейной жизни и в служебных делах превыше всего ценил авторитет и порядок» [6; 13]. В детстве и юности Брехт не знал нужды и забот. Мать обожала его… Отец предоставлял ему немалую свободу» [6; 14]. Занятия в гимназии при его способностях не доставляли ему труда…[6; 15]. У мальчика из благополучной семьи очень рано появилась черта характера не принимать на веру ни одно из учений, ко всему относиться с презрением и не доверчиво; самому искать решение вопроса., По мнению современника Брехта Эрнесту Шумахеру, это родословная его матери. Она была бунтаркой, и все черты характера он перенял от неё.
Брехт родился с врожденным бунтарством и самокопанием. Он не терпит, когда его хотят подчинить, когда не убеждают, а заставляют верить и слушаться. Тогда, чем настойчивее пристают, тем он упорнее противится, чем назойливее повторяют одно и то же, тем злее он сомневается. Дома велят быть опрятным, следить за одеждой – ведь уже взрослый. И он, как назло, забывает о мыле, о чистых воротничках, о ваксе для ботинок (4, 6).
Как свидетельствует позже сам Брехт, именно воспитание в гимназии и родительском доме представлялось ему невыносимой преградой на пути раскрытия его личности [6; 15].
Он торопится уйти, заслышав слова о достойной жизни, о долге христианском, гражданском, сыновнем, о необходимости прилежания и послушания (4,2)
Я вырос в богатой семье. Мои родители
Нацеплял на меня воротнички, растили меня,
Приучая к тому, что вокруг должна быть прислуга,
Учили искусству повелевать. Однако,
Когда я стал взрослым и огляделся я вокруг,
Не понравились мне люди моего класса,
Не понравилось мне повелевать и иметь прислугу.
И я бросил мой класс и встал
В ряд неимущих. [5; 11].
А.А.Балабаева Петрозаводский государственный университет, Институт иностранных языков.
Продолжение следует
Опубликовано 15.11.2022 13:08 | Просмотров: 272 | Блог » RSS |