13.04.2020 22:12

Эксплуатационная технологичность машин

Эксплуатационная технологичность машин

Эксплуатационная технологичность (ЭТ) - приспособленность к работам, выполняемым при техническом обслуживании (ТО), а также при подготовке изделия к эксплуатации, в процессе и по окончании ее.

Эксплуатационная ТКИ (технологичность конструкции изделия) проявляется при подготовке изделия к использованию, при транспортировании, хранении, ТО и текущем ремонте. Ее следует рассматривать применительно к операциям технологического обслуживания (ТЛО), ТО и текущего ремонта, предусмотренным в эксплуатационной документации, а также к операциям по поиску и устранению последствий отказов, выпол-няемым в условиях эксплуатации при неплановом текущем ремонте.

Частные свойства, характеризующие ТКИ. Эксплуатационная и ремонтная ТКИ определяется рядом частных свойств, характеризующих приспособленность конструкции изделия к выполнению отдельных операций. К этим свойствам относятся доступность, легкосъемность, взаимозаменяемость, технологическая простота и преемственность (применительно к процессам обслуживания и ремонта), контроле- и монтажепригодность изделия, восстанавливаемость его составных частей.

Доступность - свойство конструкции изделия, определенное следующими факторами:
- Наличием рабочих зон для выполнения операций ТЛО, ТО и ремонта;
- Свободным доступам к местам обслуживания и ремонта с учетом требований эргономики;
- Возможностью использования необходимого инструмента, средств механизации и автоматизации;
- Возможностью выполнений обслуживания и ремонта отдельных составных частей изделия без демонтажа других составных частей;

Коэффициент доступности:
где - основная трудоемкость изделия в ТЛО (ТО ремонте); - вспомогательная трудоемкость изделия в ТЛО (ТО ремонте); (чем совершеннее конструкция изделия, тем выше коэффициент доступности).

Легкосъемность - свойство конструкции изделия, определяемое следующими факторами:
- рациональным членением составных частей изделия, в том числе использованием блочно-модельного принципа его компоновки;
- использованием рациональных способов крепления и соединения составных частей изделия, подлежащих демонтажу при ТЛО, ТО и ремонте, которые исключают при демонтаже необходимость в местных нагревах, применении химических свойств, больших усилий, ударов, сложной технологической оснастки, одновременного применения двух и более инструментов;
- отсутствием необходимости применения специальных или оригинальных инструментов, приспособлений, стендов или другой оснастки;

Коэффициент легкосъемности составных частей определяется по формуле: где - трудоемкость i-й составной части изделия в демонтажно-монтажных работах при техническом обслуживании; - число составных частей изделия, требующих технического обслуживания; - общая трудоемкость изделия в техническом обслуживании.

Взаимозаменяемость составных частей изделия - свойство конструкции составной части изделия, обеспечивающее возможность ее применения вместо другой, аналогичной составной части, без дополнительной обработки с сохранением заданного качества изделия, в которое она входит.

Коэффициент взаимозаменяемости: где - оперативная трудоемкость изделия в монтажных операциях по замене составных частей изделий при ТЛО, ТО без учета пригоночных, регулировочных, и селективных работ; - оперативная трудоемкость изделия в пригоночных, регулировочных и селективных операциях при ТЛО,ТО и ремонте изделия (чем совершеннее конструкция изделия, тем выше коэффициент взаимозаменяемости).

А. С. Пяскин

Эксплуатационная технологичность машин

Опубликовано 13.04.2020 22:12 | Просмотров: 3249 | Блог » RSS