30.12.2023 13:51

Двигательная активность как составная часть здорового образа жизни детей и подростков

Двигательная активность как составная часть здорового образа жизни детей и подростков

Аннотация. Одним из основных выражений жизни является движение. В этом нет ничего удивительного, так как движение – неизменное свойство всех видов материи от элементарных частиц до сложнейших биологических систем. В настоящее время все больший интерес специалистов различного профиля медицины привлекает проблема ограничения двигательной активности человека и в первую очередь здорового человека. Бурное развитие техники, механизация и автоматизация производства являются неотъемлемой частью прогресса. Все это приводит к быстрому и весьма значительному уменьшению или даже полному исчезновению физической работы.
Ключевые слова: двигательная активность, гипокинезия, гиподинамия, здоровый образ жизни, профилактика, режим труда и отдыха, физическая работоспособность, научно-технический прогресс.

Изучение основ двигательной активности необходимо для ее применения в лечебных целях как эффективного метода реабилитации пациентов, а также профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, дыхательной систем, тревожных и депрессивных состояний [1; 6]. Отец медицины – древнегреческий ученый Гиппократ показал своим личным примером, что для продления жизни и сохранения высокой физической работоспособности необходимы: ежедневная гимнастика, свежий воздух и прогулки.

Многочисленные данные свидетельствуют о том, что, с одной стороны, двигательная активность еше не стала насущной потребностью для каждой личности, а с другой – потребности современного человека в двигательной активности у различных групп населения удовлетворяются лишь на 6-25% [4; 249]. Особое значение приобретает в настоящее время приобщение молодежи к двигательной активности.

Ограничение функции мышц становится в определённой мере типичной особенностью режима труда и отдыха современного человека, связанной с научно-техническим прогрессом. В этой связи актуальными проблемами становятся гипокинезия и гиподинамия [3; 142].

Термин «гипокинезия» обозначает длительное уменьшение объема движений с преимущественным снижением движений в крупных суставах. При этом имеет место резкое уменьшение локомоторных актов и длительное снижение общей двигательной активности человека и животных. Термин «гиподинамия» используется для характеристики снижения силы мышечных сокращении снижения их напряжения, тонуса и уменьшения всего комплекса длительного напряжения мышечной системы, как во время работы, так и при стационарных актах, например при снятии тонуса позной мускулатуры при нахождении в постели или при невесомости. Гиподинамия сопровождается также морфофункциональнымиизменениями в сердечнососудистой и дыхательной системах (снижение систолического объема сердца и жизненной емкости легких, развития астенического синдрома) [2; 153]. Гипокинезия почти всегда сочетается с гиподинамией.

Особое значение имеет гипокинезия и гиподинамия у детей и подростков. Часто они являются следствием нарушений учебно-воспитательного режима и перегруженности учебной программы, стремления к бытовому комфорту и удобствам при недооценке важности физических упражнений, наличия хронических заболеваний, сужения социальных контактов и замкнутости в подростковом возрасте [1; 156]. Опросы, проводимые среди школьников и студентов, позволяют определить стимулы и приоритеты, которыми руководствуются молодые люди при выборе формы физической активности.

Целью исследования являлось изучение влияния двигательной активности на состояние здоровья детей и подростков. В задачи исследования входило оценить информированность школьников о состоянии своего здоровья, о физических упражнениях как одном из аспектов здорового образа жизни и профилактики гипокинезии и гиподинамии.

Исследования проводились на базе Академического лицея г. Петрозаводска. Было проведено анкетирование 239 учащихся в возрасте от 13 до 18 лет. Анкета включала вопросы, которые помогли выяснить, знают ли дети и подростки что такое гиподинамия и гипокинезия, что включает в себя понятие «здоровый образ жизни». Так же была получена информация, касающаяся посещаемости уроков физической культуры в школе. Кроме того, еще одним важным аспектом, который, безусловно, был представлен в анкете – заболевания учащихся.

Проанализировав результаты анкетирования, можно утверждать, что 77% школьников не знают, что такое гиподинамия и гипокинезия, но так же 99% ребят может пояснить, что такое здоровый образ жизни. Учащиеся любят заниматься различными видами спорта (бег, велогонки, скалолазание, тхэквондо, дзюдо, бальные танцы, спортивные танцы, фитнес, лыжи, роллеры, кроссфит, флорбол, метание ножей, скейтборд, смешанные боевые искусства), а та часть ребят, которые не занимаются спортом имеют различные причины (состояние здоровье, травмы). При выборе формы физической активности подростки руководствуются следующими приоритетами: общение, самоутверждение, самосовершенствование. Подавляющее большинство опрошенных лицеистов (87%) посещают уроки физической культуры, но есть ребята, у которых имеется освобождение по состоянию здоровья. Так же некоторые учащиеся просто не посещают физкультуру без каких-либо серьезных причин. Положительным аспектом по результатам исследования является то, что большая часть ребят любят ходить пешком, но, к сожалению, делают это мало, потому что у них нет времени из-за большого количества домашних заданий в школе.

Несмотря на большую учебную нагрузку, 95% из опрошенных ребят не страдают повышенной утомляемостью. Кроме того, нельзя отметить, что школьники не имеют проблем с позвоночником (сколиоз, сутулость), но 21% не осведомлены о состоянии своего здоровья. Что касается состояния зрительной сенсорной системы, то, можно отметить, что значительная часть ребят имеют проблемы с ее состоянием (54%), а здоровое зрение отмечено нами у 46% опрошенных учащихся. Наиболее распространенной офтальмологической патологией явилась близорукость (в 88% случаев). Дальнозоркость отмечена значительно реже (в 12% случаев).

Список литературы
1. Двигательная система человека (физиология, неврология, гигиена) / А. Ю. Мейгал, Ю. В. Лупандин, Е. Г. Антонен, В. Ф. Стафеев – Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2006. – 204 с.
2. Кучма В. Р. Гигиена детей и подростков / В. Р. Кучма – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 528 с.
3. Степанова, В. М. Оценка уровня физического здоровья школьников Карелии / В. М. Степанова, М. П. Маркелова, О. И. Степаненкова // Физическое и психическое здоровье молодежи изменяющейся России: материалы всероссийской научно-практической конференции – Петрозаводск, 2005. – С. 141-143.
4. Шлыков, Ю.П. Особенности формирования здорового образа жизни в современных социально-экономических условиях / Ю. П. Шлыков, С. М. Гузь // Физическое и психическое здоровье молодежи Северо-запада России: материалы международной научно-практической конференции – Петрозаводск, 2003. – С. 249-250.

П. И. Жилина

Двигательная активность как составная часть здорового образа жизни детей и подростков

Опубликовано 30.12.2023 13:51 | Просмотров: 270 | Блог » RSS