08.01.2023 15:27
Детские карнавальные костюмы в контексте новогоднего ритуала советской эпохи. Часть 2
Костюмы у всех детей в основном были самодельные. Почти в каждой семье, где были дети, перед Новым годом разворачивалась мастерская по изготовлению костюма на новогоднюю ёлку. По представлениям того времени, в независимости от того, умеет ли мама или бабушка шить, есть ли свободное время у родителей, есть ли материалы и фантазия на изготовление костюма, у ребенка должен был быть костюм. Все по-разному решали эту сложную, но интересную задачу. Кто-то минимизировал усилия и изготавливал достаточно простые костюмы, иногда за несколько ночей перед ёлкой, при этом в их изготовлении могли принимать участие не только родители, но и сам виновник торжества: «У нас мама работала, ей было особенно некогда, потом у меня ещё брат родился, в общем, не до того было, не до пошивки моих костюмов. Бабушка у меня только вязала, она ничего не шила, поэтому у меня костюмы всегда были достаточно простые» [2]; «Мама где-то подсмотрела или может ей подсказали, сделала мне костюм шахматной королевы. Своими, что называется, средствами: купили ткань клетчатую бело-черную, сделали из него юбку обычную, на резинке, была одета белая футболка, и папа долго мне клеил корону из плотной бумаги, но красить мне уже сказали её самой» [2]. В некоторых случаях подготовка к изготовлению костюма начиналась задолго до новогоднего праздника, и сама техника изготовления была достаточно сложной. Причём родители, начиная изготавливать костюм, старались создать загадочную атмосферу «…ожидании[я] чуда, сюрприза» [4].
Материалы для изготовления костюма были либо простыми, дешевыми, либо, наоборот, дорогими, дефицитными: «Мама для костюма Жар-птицы специально покупала золотой и красный с золотым шитьем материал, скорее всего, это был дорогой атлас, но он очень был похож на роскошную парчу. Материал этот выбросили в магазин, и маме посчастливилось его купить (предполагаю, она на него охотилась)» [4]. В памяти респондентов сохранились эмоциональные переживания, которые возникали в детстве на ёлке, у некоторых остались воспоминания даже с утренника в детском саду. Спектр эмоций колеблется от радости и восторга до сомнений, обиды, разочарования, неловкости. Иногда эти эмоции меняются по ходу праздника. Связано это либо с вживанием в роль, либо с порчей костюма.
Судя по материалам интервью, судьба костюмов после карнавала была различной. Повторно костюмы никто не использовал. Заложенная даже в название праздника семантика новизны предполагала, что на следующий год должен быть изготовлен новый костюм, который должен быть лучше и интереснее предыдущего. Желание удивить самого себя и окружающих в этой ситуации доминировало над чисто практическими интересами. Костюмы либо хранились в семье, либо передавались по наследству, либо давались напрокат знакомым, а затем зачастую терялись. Простые костюмы, изготовленные из бросовых материалов спонтанно за несколько последних ночей перед ёлкой, не было необходимости хранить.
Подводя итоги, можно отметить, что в конце 1970-х–1980-е гг. новогодние торжества в детском саду и школе являлись устойчивой ритуальной практикой, главной задачей которой было преображение, перевоплощение в заранее предложенный организаторами праздника либо придуманный образ. Коллективные карнавальные ёлки для детей были обязательным элементом социализации ребенка в советское время. Роль родителей в новогоднем маскарадном ритуале заключалась в том, чтобы обеспечить своему ребенку социальный комфорт или успех, изготовив или приобретя для него костюм. Эмоциональная 151 составляющая воспоминаний респондентов свидетельствует о том, что вместе с выделением костюмированного новогоднего праздника из ряда прочих, карнавал становится моментом идентификации себя [1].
Список литературы
1. Веселова, И. С. Детские новогодние карнавалы: реестр образов / И. С. Веселова [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rsuh.ru/binary/743103_80.1294010143.98506.pdf (дата обращения: 2.04.2018).
2. Информант 1. Место записи: г. Петрозаводск. Время записи: 13.02.2018 г.
3. Информант 2. Место записи: г. Петрозаводск. Время записи: 22.02.2018 г.
4. Информант 3. Место записи: г. Петрозаводск. Время записи: 23.03.2018 г.
Е. А. Антонова
Опубликовано 08.01.2023 15:27 | Просмотров: 231 | Блог » RSS |