08.01.2023 15:28

Детские карнавальные костюмы в контексте новогоднего ритуала советской эпохи. Часть 1

Детские карнавальные костюмы в контексте новогоднего ритуала советской эпохи. Часть 1

Аннотация. В статье представлен анализ детских карнавальных костюмов в контексте новогоднего ритуала советской эпохи. Рассматривается классификация образов, процесс выбора и изготовления костюма, эмоциональная составляющая ритуального действия и его значение.
Ключевые слова: праздничный новогодний ритуал, советское детство, карнавальные костюмы, классификация образов, перевоплощение, идентификация себя.

Новому году как праздничному ритуалу советской эпохи посвящено немало работ, написанных в постсоветский период. Тематика этих исследований достаточно разнообразна: есть общие работы, освещающие историю формирования новогодней традиции и мифологию праздника. Кроме того, существует ряд работ, посвященных изучению частных аспектов. В связи с нашей темой необходимо особо отметить статьи, посвященные детским новогодним праздникам. В них рассматриваются сценарии утренников, анализируются тексты для детей. Единственная работа, в которой затрагивается тема новогоднего костюма в контексте изучения детских новогодних утренников и ёлок в школе, - это статья И. С. Веселовой [1].

В качестве источника используются воспоминания людей, имеющих опыт советского детства. Нами было опрошено 10 информантов в возрасте от 38 до 45 лет, из них 3 мужчин и 7 женщин разного социального статуса. Детство опрашиваемых пришлось на период конца 1970-х–1980-е гг. При сборе материала нами использовался метод полуструктурированного интервью. Был разработан примерный опросник, состоящий из 8 вопросов, требующих развёрнутого ответа на каждый из них. При этом предусматривалась и определённая свобода действий информанта и интервьюера, возможность развивать возникшие в ходе беседы темы, задавать дополнительные вопросы, касающиеся интересующего нас феномена. Новогодние утренники в детских садах и «ёлки» в школах и дворцах культуры - это тот ритуальный опыт, через который прошли все советские дети. На вопрос: «Насколько ожидаемым был новогодний утренник или ёлка в школе?», – все информанты отвечали, что это был один из самых ожидаемых праздников в году, причём в перечень ассоциаций, связанных с ожиданием Нового года, входили не только новогодний костюм, ёлка, Дед Мороз, подарки, но и мандарины, и «…вкусная еда, которой ты в повседневной жизни не ел» [2].

Новогодний утренник в детском саду для детей организовывали взрослые, вовлечение детей в сценарий, по воспоминаниям респондентов, ограничивалось в основном чтением стихов и вождением хоровода. Стихотворения распределяли заранее, а репетиции обычно начинались за два-три месяца до утренника. Большинство информантов упоминает о том, что новогодние карнавальные костюмы на утренниках в детском саду в основном были одинаковыми, согласованными со сценарием праздника и обязательными для всех ребят. Типичными образами были образы зайцев, мишек, снежинок: «Все, что я помню, девочкиснежинки – это было нормально. В основном костюм «снежинка» - это специальная пластиковая корона на голове, купленная мамой, поверх пышного белого платья пришита мишура и снежинки, вырезанные из бумаги или фольги» [3].

Новогодняя школьная ёлка организовывалась как мероприятие внеурочного детского досуга, и если в детском саду дошкольники были пассивными участниками, то в школе, особенно в среднем и старшем звене, активное участие в организации праздника принимали сами школьники. Для младших школьников зачастую устраивали постановки и проводили ёлку старшеклассники. К окончанию начальной школы ребята уже были научены маскарадному времяпровождению и могли самостоятельно воспроизводить «ритуальное действие». Многие из респондентов вспоминают о том, как готовились к ёлке, как волновались, учили стихотворения и, конечно же, готовили к новогоднему карнавалу костюм.

Выбор костюма чаще всего происходил заранее и зависел от частных предпочтений или от роли в сценарии праздника. На основании анализа текстов воспоминаний и фотографий можно предложить следующую классификацию образов, которая несколько дополняет и корректирует классификацию И. Б. Веселовой. Так, в отдельную группу мы предлагаем объединить персонажей, ассоциирующихся с зимой и Новым годом (снежинки, Новый год, циферблат, а также Снегурочка, которая одновременно является сказочнолитературным образом). Далее, как и у И. Б. Веселовой, выделяются национальные костюмы (Катюша, украинец, грузин), сказочные и литературные образы (Муха-Цокотуха, Жар-птица, избушка на курьих ножках, золотая рыбка, Баба Яга, Красная Шапочка, Снежная королева, дракон), профессиональные и военно-героические образы (звездочёт, мушкетёр, богатырь), 150 зооморфные образы (мишка, зайчик, лисичка), персонажи, олицетворяющие флору (яблонька), образы, связанные с сословными устремлениями (принц, принцесса). В рамках последней группы в качестве отдельной подгруппы мы предлагаем выделить олицетворения шахматных фигур, в частности, шахматную королеву, и образы на стыке профессиональной принадлежности и сословных устремлений (король химии). На основании наших материалов можно также выделить астрономические образы (солнце). Образы культурных героев в наших материалах не встречаются.

Е. А. Антонова
Продолжение следует

Детские карнавальные костюмы в контексте новогоднего ритуала советской эпохи. Часть 1

Опубликовано 08.01.2023 15:28 | Просмотров: 227 | Блог » RSS