09.01.2020 13:31

Цикл рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» в школьном изучении

Цикл рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» в школьном изучении

Сборник «Темные аллеи» изучается в 11 классе. Нами был произведен анализ 3 программ по литературе: под ред. В. Я. Коровиной, Т. Ф. Курдюмовой, А. Г. Кутузова. На изучение творчества И. А. Бунина каждой программой предусматривается 5 часов. В программу входят как прозаические произведения автора, так и стихотворные. Особое внимание уделяется поэтике и изобразительно-выразительным средствам языка. На изучение сборника «Темные аллеи» выделяется 1 час. Во всех учебных программах, за исключением одной (под ред. Коровиной) не обозначено, какие именно рассказы анализировать. Учителю предоставляется возможность самому сделать выбор.

Приступая к проведению урока по теме «Цикл рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи», нужно вспомнить биографию автора. Для изучения нового материала обязательно вступительное слово учителя, постановка целей. Особое внимание нужно уделить истории сборника «Темные аллеи». Один из учащихся заранее должен подготовить небольшой доклад «История создания сборника «Темные аллеи». Необходим комментарий учителя.

Урок можно построить на примере анализа одного из рассказов. В данном случае это новелла «Чистый понедельник». На дом учащимся было дано задание - выписать из произведения предложения, где встречаются слова «темнота», «свет»; найти описание портрета героини, быта; обратить внимание на художественно-выразительные средства языка; найти в тексте имена деятелей литературно-художественной жизни России и Европы начала XX в. Можно дать индивидуальные задания - краткие сообщения о праздниках Прощеном воскресенье, Чистом понедельнике, Масленице.

Анализ произведения - важная составляющая урока. Ребята к концу занятия должны знать об особенностях понимания и изображения автором любви, рассмотреть характер героини, развить навыки творческого чтения. На уроке также воспитывается любовь к фольклору - ученики вспоминают пословицы и поговорки, которые связаны с Великим Постом. Сообщение новых знаний происходит в виде беседы. Важно обращать внимание на впечатление учащихся о прочитанном рассказе. Выполняется и задание с историческими персоналиями. На интерактивной доске появляются имена людей, упоминаемые в рассказе. Ребята и учитель разбираются, для чего они даны. Отмечается то, что это важно в раскрытии характеров героев. Затем ребятам предлагается высказаться о портрете героини. Учитель дает творческое задание, спрашивает: «Так ли вы представляли себе героиню?» Ребята сравнивают свое представление героини с тем, что дано в рассказе. Необходимо обсудить, как автор объясняет особенности характера героини. Анализируются и образные средства языка. Затем подводится итог работы. Домашнее задание, дается творческое, на выбор: либо написать сочинение по рассказу, который не изучался на уроке (анализируя по аналогии); либо придумать свою концовку к рассказу «Чистый понедельник» или любому другому рассказу.

Ю. И. Авдеева

Цикл рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» в школьном изучении

Опубликовано 09.01.2020 13:31 | Просмотров: 742 | Блог » RSS