22.12.2020 23:43

Буллинг глазами подростка. Часть 2

Буллинг глазами подростка. Часть 2

Мы отмечали выше, что два вопроса анкеты направлены на выявление способа реагирования и участия в ситуациях буллинга. Анализ данных подростками ответов, показал, что около 14 % сторонних наблюдателей, оказываясь косвенным участником ситуации буллинга, предпочитают оставаться безучастными. По классификации Д. Олвеуса их относят к нейтральным, это подростки, которые сами в конфликте не участвуют и отстраняются от него, несмотря на то, что терпят неудобство от нарушения учебного процесса, срыва уроков, скандалов на уроке и перемене и т.д.

Четвёртая часть опрошенных подростков, наблюдая за буллингом, ничего не делали, но чувствовали, что должны помочь. Им не нравится происходящее, но они стараются не вмешиваться, возможно, из страха поменяться с жертвой местами, но в результате это воспитывает в них равнодушие, либо они, чувствуя бессилие, становятся «косвенными» жертвами травли. Наблюдение за ситуацией буллинга чревато формированием так называемой «фиктивной нормы» [1]. Она начинает работать, когда человек не один является свидетелем издевательств, тогда отдельный наблюдатель начинает думать, что остальные воспринимают данную ситуацию нормально или поддерживают происходящее, хотя ему самому это не по душе; и так думает каждый из наблюдателей, что и делает такое восприятие «нормой». В итоге вопреки личным убеждениям каждый из наблюдателей воздерживается от вмешательства, поскольку ошибочно полагает, что остальные считают происходящее приемлемым

Больше половины опрошенных подростков (56%) признаются, что пытались помочь жертве в любом случае. В этой группе не любят издевательства, помогают или стараются помочь однокласснику, над которым издеваются.

Подростки, относящие себя к жертвам травли, на вопрос «Если тебя игнорировали, или оказывали физическую силу, или портили твои вещи, как ты думаешь, почему они это делали?», видели разные причины. Все ответы мы сгруппировали, в одну группу вошли ответы интернального типа (14%), в другую - экстернального (33%), третью составили ответы «не знаю», «просто так», «ради веселья» (53%).

В группу ответов экстернального типа мы отнесли такие: «Они виноваты. Они меня ненавидят»; «Они просто не знали, какая я, они просто хотели моих слёз». Примеры из группы интернальных ответов: «Потому что я такой, я виноват, я слабый», «Потому что я НИКТО», «Потому что они не знают, что не только у них есть чувства. Потому что они думают только о себе».

Проведённое нами пилотажное исследование показало, что проблема травли среди подростков злободневна, и ситуации травли негативно влияет на всех её участников.

Внимание педагогов, родителей, психологов к этой проблеме должно быть более пристальным.

Список литературы
1. Лейн Д. Детская и подростковая психотерапия /под ред. Д. Лейна и Э.Миллера. Москва, 2001.- 448с.

Аннотация. В статье представлены результаты пилотажного исследования представления о буллинге (травле) среди подростков. Актуальность работы определяется тем, что по результатам всероссийских исследований стремительно растет число детей подвергающихся буллингу, однако мало информации о том, как участники буллинга (наблюдатели в том числе) воспринимают травлю в школе, как оценивают это явление.
Ключевые слова: буллинг (травля), подростки, физические и психологические формы насилия, субъективное восприятие.

А. С. Волкова

Буллинг глазами подростка. Часть 2

Опубликовано 22.12.2020 23:43 | Просмотров: 569 | Блог » RSS