22.12.2020 23:46

Буллинг глазами подростка. Часть 1

Буллинг глазами подростка. Часть 1

В нашем исследовании мы используем определение буллинга, данное Девидом Лэйном, он описывает буллинг как продолжительное физическое или психическое насилие со стороны одного человека или группы в отношении к тому, кто не способен защитить себя в данной ситуации [1].

Для того, чтобы получить информацию о том, сталкивались ли учащиеся с явлением буллинга, как они воспринимают и оценивают такое явление, нами было проведено анкетирование. Анкета состояла из 16 вопросов, в состав которых входит6 вопросов, направленных на выявление обучающихся, подвергающихся/подвергавшихся ситуации буллинга и 6 вопросов, направленных на выявление подростков, которые являются или являлись агрессорами (буллями). В анкете подростку задавался вопрос о том, был ли он свидетелем травли сверстника и как он вёл себя. Пункт, относящийся к поведению в ситуации наблюдения буллинга, был предложен в закрытой форме. В качестве вариантов ответов были следующие:
1) «ничего не делал, потому что это не мое дело»,
2) «я ничего не делал (а), но чувствовал (а), что должен (должна) помочь ему/ей» и
3) «я пытался (пыталась) помочь ему/ей в любом случае». И, наконец, в анкете предложен вопрос, адресованный жертвам буллинга, в котором подростка просили высказать предположении о причинах поведения буллей по отношению к нему.

В исследовании принимали участие учащиеся нескольких муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций. Петрозаводского городского округа. Общее количество опрошенных - 412 человек с пятого по девятый класс, из них 211 мальчиков и 201 девочек.

Проанализировав полученные нами данные, можно сделать следующие выводы:
1. Всего с таким явлением, как буллинг сталкивались 73% опрошенных и только 27% подростков никогда с буллингом не сталкивались.
2. Около 45% всех опрошенных подростков оказывались в роли жертвы, попадая в ситуацию буллинга.
3. Сами являлись инициатором ситуаций связанных с буллингом 12% обучающихся.
4. Подростки в равной степени осуществляют как физические формы насилия: оскорбления, высмеивания, присвоение прозвищ, толчки, удары, подзатылки (50 %) так и психологические, намеренное игнорирование или отказ от общения (50%).
5. Подростки проявляют насилие как в одиночку (7 %), так и группой (11 %). Мы объясняем это тем, что существуют разные типы агрессоров, о которых говорил Д. Олвеус в своей классификации участников школьного насилия, представленной, в так называемом круге буллинга. Инициировать и проявлять насилие в одиночку могут ярко выраженные и уверенные в себе агрессоры, а присоединяться и осуществлять буллинг в группе могут так называемые «последователи», которые в большей степени ориентируются на других или чувствуют себя увереннее, проявляя насилие в группе. Сочетание недостатка надежности, внутренней уверенности, порождает зависимость - подростки все время должны обеспечивать себе внешнего противника, чтобы им было хорошо взаимодействовать вместе. В результате возникает чувство сопричастности, повышается сплоченность между преследователями.

А. С. Волкова
Продолжение следует

Буллинг глазами подростка. Часть 1

Опубликовано 22.12.2020 23:46 | Просмотров: 546 | Блог » RSS