15.06.2017 10:15

Антропология интернета: человек в пространстве сетевой культуры

Антропология интернета: человек в пространстве сетевой культуры

Культуру второй половины XX века определяют как культуру «информационную», «экранную», «киберкультуру, «компьютерную», «культуру Интернет» и т.п. (М. Кастельс, М. Маклюэн, Д. Белл, Э. Тоффлер, Г. Кан и др). Ключевую роль отводят информации и электронным средствам, обеспечивающим техническую базу для ее использования и распространения. Одной из главных составляющих называют развитие сетевых технологий, приводящее к следующим последствиям:

1. Новые технические возможности информации. Отсутствие географического фактора. Возможность «... мгновенно перенестись из одной точки земного шара в другую, или присутствовать в нескольких местах одновременно, одним нажатием кнопки приводить в движение машины, расположенные на другом конце Света».
2. Расширение коммуникативных возможностей. В то же время, перенасыщение информацией может привести к потребности в использовании различных средств ухода от действительности.
3. Новая степень свободы. Анонимность: чрезмерное погружение в виртуальную жизнь, смещение ряда барьеров (пол, возраст, социальный статус), вседозволенность. С другой стороны, свобода (психологическая комфортность) может благоприятно сказаться на раскрепощении творческой активности.

Ставится вопрос о конструировании новой личности «человека кликающего» (В. Тарасенко): уход на второй план таких маркерев как внешняя привлекательность, социальный и профессиональный статус, материальные возможности (И. Васюков); социальная изоляция (частичный или полный отказ от общения с другими людьми, разрыв дружеских связей, ослабление эмоциональных реакций, существенное сужение сферы интересов и т.п.) (Ю. Бабаева, А. Войскунский); компьютер как «второе Я» (Ш. Текл); феномен «гендерной мистификации» (И. Негодаев), «флеймизма» (И. Васюков); изменение культуры речи и нарочитая или бессознательная неграмотность (М.Ю. Сидорова).

Одно из новых обозначений современного общества - Web 2.0. Особую популярность среди коммуникативных стратегий получают т.н. «социальные сети»: интернет-дневники, живые журналы, блоги. Их появление стало логичным результатом развития сетевой коммуникации (Дэн Гилмор, М. Кастельс), и изначально они выступали именно как пространство для ничем неограниченного «продвинутого» общения. В настоящее время приходит понимание, что ЖЖ - эффективный аппарат управления, контроля, воздействия, донесение нужной информации.

Кручинина Н.А.

Антропология интернета: человек в пространстве сетевой культуры

Опубликовано 15.06.2017 10:15 | Просмотров: 594 | Блог » RSS