06.11.2019 20:36

Антитрансфертное законодательство в РФ: первые итоги

Антитрансфертное законодательство в РФ: первые итоги

О вопросах трансфертного ценообразования (ТЦО) начали задумываться в начале XX в США и в Англии, однако тогда правила, введенные в законодательства этих стран, не приобрели популярности из-за невос- требованности со стороны предприятий. Так продолжалось до начала 1960-х гг., когда транснациональные корпорации начали расширять свое влияние в разных странах.

Первыми странами, разработавшими и принявшими законодательство о ТЦО, были США и Великобритания. После этого, в 1979 г. ОЭСР разработала гид для транснациональных корпораций в области применения трансфертных цен (ТЦ). Важно отметить, что этот документ стал одним из ключевых и полных документов по ТЦО. Все страны, принимающие собственное законодательство в области ТЦО, основываются на этом документе. В нем содержится методологическая информация о понятии ТЦ и ТЦО, основных принципах и методах ТЦО, способах регулирования споров и т. д. В 1988 ООН приняла подобный документ - Практическое руководство по трансфертному законодательству для развивающихся стран.

Можно сказать, что в самом широком смысле трансфертная цена - любая цена сделки, которая определена сторонами сделки не рыночным путем, а для снижения налоговой нагрузки. В узком же смысле трансфертная цена определяется как цена сделок между подразделениями, филиалами, подконтрольными фирмами.

Несмотря на то, что для предприятия ТЦ могут быть максимально полезны и эффективны, зачастую они используются не как инструмент развития подразделений холдинговых структур, а как средство концентрации средств в интересующих подразделениях. Это может привести к не самым благоприятным последствиям для структуры в целом, в связи с чем государство вынуждено ограничивать использование этого инструмента. Именно по этой причине возникает антинаправленность в регулировании ТЦО - государство не стимулирует, а ограничивает действия компаний.

Безусловно, использование ТЦ и ТЦО для вывода средств в оффшоры негативно влияет на российский бюджет. Только в 2013 г. в оффшоры было выведено порядка 111 млрд долл., а лидирующими государствами по доле иностранных инвестиций в РФ являются Кипр (24,4%), Виргинские острова (12,9%) и Нидерланды (13,2%). Учитывая, что все эти страны по факту являются оффшорными зонами для российских компаний, вероятно, что за этими инвестициями стоят наши деньги. Это подтверждает статистика инвестиций из России: Кипр (33,3%), Нидерланды (14,7%), Виргинские острова (6,3%). Стремление сократить вывоз средств из страны являлось одной из причин принятия этого законодательства.

Внутри КГН, согласно НК РФ, сделки не являются контролируемыми, что существенно упростит деятельность компании в целом. Однако, здесь кроется другая важная проблема. Конечно, на федеральный бюджет не влияет, в каком субъекте будут уплачивать налог на прибыль организации подразделения КГН, но для субъектов РФ эти налоги важны, особенно для дотационных субъектов. По данным Минфина РФ в 2013 г. бюджетный дефицит в субъектах РФ составил 673 млрд руб., что почти в 2 раза больше, чем в 2012 г. Специалисты S&P объясняют такие изменения введением «майских указов», а также появлением КГН. По оценкам Минфина Карелии потери от вхождения Карельского окатыша в состав КГН Северсталь могут доходить до 3 млрд руб., что составляет почти половину всех доходов по этому налогу.

Подводя итог, отметим, что российские правила регулирования ТЦО очень приближены к рекомендуемым правилам ОЭСР, что существенно упрощает решение налоговых споров с компаниями, ведущими бизнес во многих странах. Благодаря введению нового раздела на законодательном уровне закрепились такие важные понятия как «консолидированная группа налогоплательщиков», «соглашение о ценообразовании» и другие.

Е. А. Радзиковская

Антитрансфертное законодательство в РФ: первые итоги

Опубликовано 06.11.2019 20:36 | Просмотров: 74 | Блог » RSS


Рекомендуем: