05.09.2019 23:37

Активизация словаря младшего школьника на основе использования пословиц, поговорок, скороговорок

Активизация словаря младшего школьника на основе использования пословиц, поговорок, скороговорок

В настоящее время, когда идет процесс возрождения в духовной жизни общества, перед образованием встает необходимость в определении новых подходов к изучению русского языка, необходимость в повышении эффективности его преподавания, так как благодаря освоению учащимися языка осуществляется изучение других предметов, а также развиваются познавательные способности учащихся [1].

В изучении русского языка большую роль играет овладение паремиологическим богатством (паремиология – раздел филологии, изучающий пословицы, поговорки, присловия, изречения) [2]. Использование малых форм фольклора делает речь более богатой, выразительной. Без овладения пословицами и поговорками невозможно правильное понимание родной речи, как в устной, так и в письменной форме.

Изучением теоретических вопросов паремиологии (семантическая структура малых форм фольклора; место пословиц и поговорок в языке и их функционирование в речи и др.) занимались такие видные ученые - лингвисты, как В. В. Виноградов, Н. М. Шанский, Р. Н. Попов, В. Н. Телия, Л. Б. Савенкова и др.

Проблеме использования паремиологии в работе по развитию речи учащихся уделяли внимание известные методисты Ф. И. Буслаев, К. Б. Бархин, М. A. Рыбникова, Л. А. Горбушина, М. Р. Львов и др.

Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников на основе использования пословиц, поговорок, скороговорок.

Использование малых форм фольклора предоставляет безграничные возможности для развития речи учащихся: обогащение и активизация словарного запаса младших школьников, воспитание у них внимательного отношения к слову, совершенствованию устной и письменной речи детей.

Необходимо сделать речь предметом наблюдения и внимательного отношения детей, заложить основы культуры речевого поведения, расширить представления о возможностях использования пословиц, поговорок и скороговорок.

Литература
1. Емельянова Т. К. Лингвометодические основы активизации устойчивых оборотов русского языка в речи младших школьников: дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2003. 191 c.
2. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб.: Лань, 1999. 524 с.

Е. Г. Зинкевич

Активизация словаря младшего школьника на основе использования пословиц, поговорок, скороговорок

Опубликовано 05.09.2019 23:37 | Просмотров: 458 | Блог » RSS