23.06.2019 10:08

Женская литература в Узбекистане (на примере современной узбекской прозы)

Женская литература в Узбекистане (на примере современной узбекской прозы)

Когда говорят о женском тексте, имеют в виду художественное произведение, автором которого является женщина, а научные труды, которые посвящены изучению таких текстов, относятся к особому «женскому литературоведению». Эта новая терминология, входящая в научный оборот в нашем регионе Центральной Азии, представляет определенные трудности для восприятия. На Западе же эти направления деятельности появились давно под воздействием феминистического движения, подчеркнув способности женщин создавать духовный продукт высокого эстетического качества наравне с мужчинами. Об исследованиях, касающихся этой проблематики, спорят до сих пор, дискуссии то вспыхивают с новой силой, то затихают.

Тема, касающаяся женского творчества, вызывает острые дискуссии - от полного отрицания до безоговорочного признания этого культурного феномена; ещё только переживает становление и постигается ее понятийный аппарат. «Одним из главных аргументов противников использования данного понятия является утверждение, что наличествует лишь хорошая и плохая литература, которая не делится по признаку пола» [2]. Мы особо подчеркнем, что наши исследование отличается от гендерных с феминистической направленностью, мы анализируем современную узбекскую женскую прозу в аспекте классического литературоведения. Новые понятия для узбекского литературоведения являются малоупотребительными, требующими научно-доказательную базу.

Как известно, в науке под гендером понимают социально-культурную систему. Различают понятия «гендер» (gender - социальный пол) и «пол» (биологический). Гендер создаётся в отношении социально-культурной ситуации, он определяет некоторые свойства, как женские, так и мужские (мы все социализируемся с мужскими и женскими свойствами). Это сложный процесс формирования человека как представителя определенного общества и социально-культурной сре¬ды. В этом процессе особо важную роль играет язык. В свою очередь, язык образует основу основ искусства слова. Гендерные «критерии» отражают гендерную дифференциацию, изменения, происходящие в общеизвестных социально-культурных явлениях, в ряде случаев объясняют художе¬ственные факты и трансформацию понятий, которые считались абсолютной истиной; они же выражают субтексты, транслирующие женский опыт. В этом нередко видится своеобразие автора, субъекта, создающего текст (в нашем случае - писательницу).

К сожалению, в узбекском литературоведении, в сферах социально-гуманитарных наук результаты гендерных исследований воспринимаются очень медленно и настороженно, употребление или использование понятий и терминов в научном обороте ограничено (исключением, возможно, являются исследования по иностранным языкам) несмотря на очень многие плодотворные и достойного внимания работы, осуществляемые в сфере политики женского равноправия в Узбекистане. К примеру, учреждена государственная премия для женщин имени поэта Зулфии для одаренной молодежи. Эта премия присуждается женщинам и девушкам до тридцати лет, достигших больших успехов в художественном творчестве, разных видах искусства и в спорте. Особо стоит отметит, что среди награжденных в последние годы есть и девушки-писатели, и поэты, которые уже сформировали свой «женский» почерк в создании художественных произведений. Безусловно, эти молодые таланты являются продолжателями дела своих предшественников, таких как Зулфия, Саида Зунунова. Последние жили и творили в советское время; творчество наших современников - Зулфия Куролбой кизи, Саломат Вафо и др., - является существенным вкладом в современную узбекскую литературу. Следует отметить, что современная узбекская женская литература, в частности проза, коренным образом отличается от литературы, воспринимаемой на Западе как «дамский роман», посвящённой любовной тематике. У узбекских писательниц любовь отнюдь не главная тема. Слабым местом современной литературной критики является «незнание и нежелание освоить базисные понятия гендерных исследований» [1, с. 159].

Таким образом, привлечение нами к анализу современной узбекской женской прозы основывается на нескольких факторах: автор-женщина, главная героиня - женщина, проблема и тематика произведения в том или ином смысле связана с женской судьбой. В мировом литературоведении конца ХХ в. женская проза, как женская литература в целом, начала признаваться как литературно-культурное явление, а в узбекской филологии этот путь только начинается. При этом основное внимание уделяется наличии особой женской эстетики, женского почерка и женского творчества в целом.

Литература
1. Пастухова, Е. Е. «Женская проза» отечественной и англоязычной литературной критике [Текст] / Е. Е. Пастухова // Вестник Вятского государственного университета. - 2008. - № 2. - С. 158-164.
2. Пушкарь, Г. А. Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект (на материале рассказов Т. Тольстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой) [Электронный ресурс]: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Галина Александровна Пушкарь. - Ставрополь, 2017. // Библиофонд. Электронная библиотека студента: [сайт]. - URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=18846. - Проверено: 10.03.19.

Козокова Ч. А.

Женская литература в Узбекистане (на примере современной узбекской прозы)

Опубликовано 23.06.2019 10:08 | Просмотров: 1080 | Блог » RSS