13.08.2019 15:47

Воспитание базовой культуры личности в семейном досуге. Часть 2

Воспитание базовой культуры личности в семейном досуге. Часть 2

Базовая личность - это совокупность типических личностных черт, характерных для людей, выросших в одной культуре, прошедших одни и те же процессы социализации. А. Ю. Гордин считает, что культура личности - понятие, в основе которого лежат уникальные характеристики личности человека. Базовый комплекс культуры личности - это способность человека самостоятельно вырабатывать руководящие принципы и способы социального поведения и своей деятельности (интеллектуальной, практически-преобразовательной, коммуникативной, ценностно ориентированной, художественной и др.). Иначе говоря, базовый компонент культуры человека - это готовность и способность к жизненному самоопределению.

Формирование - это процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности. Очень важно сформировать у ребенка адекватное отношение к себе как социальной и биологической индивидуальности, к жизни - как высшей ценности. В связи с этим и должен вырабатываться базовый минимум, т. е. внешние и внутренние общекультурные предпосылки, необходимые для здорового существования человека и окружающей его среды.

О.С. Газман и А. В. Иванов выделяют следующие направления базовой культуры: культура жизненного самоопределения; культура семейных отношений; экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная культура и культура общения; экологическая культура; художественная культура; физическая культура. Центральным звеном базовой культуры авторы считают культуру жизненного самоопределения. Научить ребенка жить - значит помочь ему выработать свою жизненную позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней [2].

Досуговые семейные мероприятия должны обеспечивать гармонию человека с самим собой через достижение им гармонии с другими людьми, обществом, природой, человеческой деятельностью. Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании человеческого в человеке, самоценности человеческой жизни. Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение таких ценностей, как Родина, народовластие, демократия, гласность, семья, труд и др. Самоопределение в сфере «Человек и природа» строится через осознание себя как части природы, овладение экологической культурой, понимание ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы. Продукты человеческой деятельности (ноосфера) как сфера самоопределения предполагает осознание ответственности в использовании продуктов научно-технического прогресса. Задачи родителей во время семейного досуга: в игровой форме помочь детям овладеть такими способами самоутверждения, которые не ущемляли бы интересы других, т. е. научить действовать с соблюдением нравственных законов, принятых в обществе. Семейный досуг помогает ребенку развивать свои таланты, учит преодолевать сложности в различных видах творческой деятельности.

Главная цель гражданско-патриотического воспитания - в формировании гражданственности как качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Эти качества формируются на ярких примерах боевой и трудовой славы народа. Формирование эстетической культуры личности - это не только формирование эстетического отношения к искусству, но и к природе, другим людям, к себе, к своим и чужим поступкам, ко всем видам созидательной человеческой деятельности [3, с. 226].

М. Володин
Продолжение следует

Воспитание базовой культуры личности в семейном досуге. Часть 2

Опубликовано 13.08.2019 15:47 | Просмотров: 560 | Блог » RSS