13.08.2019 15:48

Воспитание базовой культуры личности в семейном досуге. Часть 1

Воспитание базовой культуры личности в семейном досуге. Часть 1

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, сохраняется в течение всей последующей жизни, по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Основная функция семьи - формирование интеллектуальных, нравственных, эмоциональных, деловых, коммуникативных способностей ребенка к активно-деятельному взаимодействию с окружающим миром. Формирование базовых основ культуры личности связано с гражданско-патриотическим и трудовым воспитанием, развитием творческих способностей и раскрытием индивидуальности.

Родители должны понимать, что, наделив ребенка знаниями, но не воспитав в нем нравственно богатую личность, они делают его послушным исполнителем воли любого лидера. Именно в семейном досуге, в совместном со взрослыми творчестве, совместном труде закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировывается как личность. Е.И. Артамонова утверждает, что семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» [1, с. 8]. Можно сделать вывод, что семейное воспитание, по мнению Л. Д. Столяренко и С. И. Самыгина, - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи и силами родителей и родственников [5, с. 21].

Принципы семейного воспитания: гуманность и милосердие к растущему человеку; вовлечение детей в жизнедеятельность семьи; открытость и доверительность отношений; оптимистичность взаимоотношений; последовательность в своих требованиях; оказание посильной помощи ребёнку, готовность отвечать на вопросы [5, с. 220-221]. Реализация этих принципов зависит и от типа воспитания: автократический; авторитетный; либеральный (попустительский); хаотический [4, с. 21-22]. Теоретики СКД считают, что досуг - совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом. В связи с этим, семейный досуг - важнейшая составляющая семейной жизни. Он оказывает воспитательное и развивающее действие, приобщает к изучению богатств духовной культуры, реализует то лучшее, что есть в человеке, позволяет разрешить собственные недостатки при помощи творческой активности. Семейный досуг может включать в себя: проведение игр, занятий, семейные чтения, путешествия, совместный труд, веселое общение, посещение библиотек, музеев, театров. Мнение О. С. Газмана такое: личность воспитывается и формируется в семье. Про личность можно сказать то, что это относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других.

М. Володин
Продолжение следует

Воспитание базовой культуры личности в семейном досуге. Часть 1

Опубликовано 13.08.2019 15:48 | Просмотров: 530 | Блог » RSS