08.10.2023 20:10

Развитие координационных способностей в процессе технической подготовки юных каратистов. Часть 2

Развитие координационных способностей в процессе технической подготовки юных каратистов. Часть 2

Но карате киокусинкай не заканчивается на проведении контактных поединков с участием двух бойцов. Существует официальная дисциплина - ката, по которой проводятся соревнования и присваиваются спортивные звания, спортивные разряды. Ката - формализованная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников. Суть заключается в выполнении каратистом определённых последовательных действий (блоков, ударов различными частями тела, хождение в определённых стойках, развороты, прыжки) для выполнения этого комплекса требуется большие технические навыки и развитые координационные способности (особенно: динамическое и статическое равновесие, ориентировка в пространстве, согласование движений тела, способность к рациональному расслаблению мышц, ритмические способности).

Для решения задач исследования был проанализирован опыт высоко профессиональных тренеров по карате с большим стажем работы, которые подготовили немало спортсменов высокого класса. В содержании их тренировок можно увидеть разнообразные упражнения, заимствованные из других видов спорта в частности из гимнастики (акробатики) и лёгкой атлетики, направленных на развития координационных способностей. Были проанализированы методики Мальцева Феликса Александровича и Кукшиева Анатолия Викторовича. Опираясь на экспертное мнение данных тренеров в подготовке квалифицированных спортсменов, была разработана методика развития КС с использованием средств из гимнастики (раздела акробатики) и лёгкой атлетики для детей младшего школьного возраста.

Для проведения педагогического эксперимента были отобраны стандартизированные тесты, разработанные профессором В.И. Ляхом: упор присев – упор лежа (определения способности к согласованию движений), четыре поворота на гимнастической скамейке (оценка способности к динамическому равновесию), бег к пронумерованным ориентирам (оценка способности к ориентированию в пространстве). [1]

Перечисленные выше тесты позволяют наиболее достоверно определить уровень развития именно тех способностей, которые применяются в карате, влияют на техническую подготовку каратистов младшего школьного возраста.

Так же был определен уровень технической подготовленности каратистов на основе выполнения формализованного упражнения – ката, а именно «пинан соно ичи», знакомое всем участникам эксперимента, но не заученное до автоматизма. За выполнение ката судьями начислялись баллы по соревновательным судейским критериям. В качестве судей были задействованы 3 спортивных судьи третьей категории.

Сроки проведения эксперимента: с 12 февраля по 13 мая (13 недель) на базе Детско-юношеской спортивной школы No5 г. Петрозаводска в группах начальной подготовке секции карате киокусинкай.

В эксперименте принимали участие каратисты 8-10 лет. Было отобрано две группы детей занимающихся у разных тренеров: экспериментальная (8 человек) и контрольная (8 человек). Уровень физической и технической подготовленности групп примерно равный, все дети в группах имеют ученические степени 9-8 кю и продолжительность занятий в секции 2 года.

Учебно-тренировочные занятия в группах проводились три раза в неделю. Основные отличия содержания занятий: в экспериментальной группе на двух занятиях в неделю использовались специальные упражнения для развития КС, заимствованные из лёгкой атлетики и гимнастики в подготовительной и основной частях, в контрольной группе - согласно общепринятой традиционной методике. Своеобразие экспериментальной программы заключается в том, что на учебно-тренировочных занятиях проводятся специально подобранные упражнения из гимнастики (акробатические) в одну из тренировок в неделю и из лёгкой атлетики во вторую тренировку. Упражнения подобранны с учётом возраста и специализации детей, т.е. адаптированы под карате, под место проведения тренировки с постепенной прогрессией сложности комплексов.

Промежуточные показатели эффективности экспериментальной методики определялись по результатам официальных соревнований - Чемпионата и Первенства Республики Карелия по Киокусинкай (дисциплина: синкёкусинкай) в разделе «Ката», которые прошли 28 апреля 2018 года в городе Петрозаводск. Обе группы в полном составе участвовали в данном соревновании согласно трем категориям: мальчики 8-11 лет – 0-9 кю, мальчики 8-11 лет – 8 кю, девочки 8-11 лет – 0-9 кю. По итогам соревнований в экспериментальной группе спортсмены заняли два первых, одно второе и два третьих места, контрольной – одно первое, два вторых, два третьих. Так же были сформирован список претендентов в сборную команду Республики Карелия среди детей в разделе Ката, в который вошли 4 спортсмена из экспериментальной группы и 3 спортсмена из контрольной.

В результате итогового тестирования уровня развития координационных способностей достоверных различий в количественных показателях контрольной и экспериментальной не выявлено. Качественный анализ результатов эксперимента позволяет выявить положительную динамику в развитии координационных способностей юных каратистов экспериментальной группы, в уровне их технической подготовленности (результаты выступления на соревнованиях), наблюдается повышение интереса юных спортсменов к занятиям карате киокусинкай, что свидетельствует об эффективности экспериментальной методики с использованием средств из гимнастики и лёгкой атлетики.

Список литературы
1. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. 272 с.
2. Степанов, С. В. Киокушинкай каратэ-до: Философия. Теория. Практика: учебник / С.В. Степанов. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ин-та, 2003. – 384 с.

А. Е. Шкутко

Развитие координационных способностей в процессе технической подготовки юных каратистов. Часть 2

Опубликовано 08.10.2023 20:10 | Просмотров: 228 | Блог » RSS