27.07.2019 15:58

Особенности эмоционального развития личности в подростковом возрасте. Часть 2

Особенности эмоционального развития личности в подростковом возрасте. Часть 2

Эмоциональное развитие мальчиков - подростков отличается от девочек. Считается, что девочки более эмоциональны, чем мальчики, переживают по самым разным поводам, больше любят разговаривать о своих чувствах. Вот только связано это с тем, что в нашем обществе проявления и эмоций и чувств приветствуется у девочек, а у мальчиков - нет.

У девочек чаще происходят «сбои» в эмоциональной сфере - резко меняется настроение, появляются слезы и т.п. Мальчики же в большей степени реагируют изменением поведения - например, могут вспылить, нагрубить. Эмоции же, как таковые они проявлять чаще всего избегают. Зато ведут себя более шумно, многие их действия сопровождаются ненужными движениями (не могут усидеть на месте, вертят что-нибудь в руках и т.п.

Пик эмоциональной неустойчивости у мальчиков приходится на возраст 11-13 лет, а у девочек - 13-15 лет. Получается, что 13 лет - возраст пика эмоциональной неустойчивости и у тех и у других. Именно в этом возрасте больше всего сложностей во взаимодействии между подростками и взрослыми.

Одним из наиболее ярких проявлений эмоционального неблагополучия являются - депрессивные состояния подростков. Следуют последствия при нарушении поведения у детей (побеги, школьные прогулы, воровство, страдания и ощущение печали, потеря аппетита, бессонница, уход от социальных контактов, раздражительность).

Кроме этого, в подростковом возрасте большую роль в возникновении депрессивных состояний играет, и ощущение невозможности реализовать себя, свое понимание отношений с людьми в сложной и быстро меняющейся ситуации.

Страхи могут также возникать из-за неуверенности подростка в собственных межличностных отношениях с другими людьми.

По данным исследования, общая тревожность у подростков достигает 47 баллов; страх самовыражения - 56 баллов; страх ситуации проверки знаний - 60 баллов; страх несоответствия ожиданиям окружающих - 63 балла. Страхи в отношениях с учителем достигли 45 баллов.

Эмоциональные расстройства могут существовать и во множестве других форм. К их числу относятся истерики. Сейчас известны многочисленные данные о том, что полученный в детстве неадекватный эмоциональный опыт (в неблагополучных семьях, при нарушении взаимоотношений детей с родителями и родителей между собой) отражается на общем эмоциональном развитии ребенка.

Эмоциональная сфера претерпевает значительное изменение в ходе взросления человека.

У подростков характерно развитие критичности, преднамеренности и до некоторой степени самостоятельности. Наряду с этим, у подростков возрасте отмечаются такие эмоциональные неблагополучия, как депрессия, различные страхи и тревога. Причины подобных нарушений в первую очередь кроются в семейном воспитании и влиянии ближайшего окружения на ребенка.

Основной причиной возникновения негативных переживаний у подростков вызывают взаимоотношения с окружающими, в частности со сверстниками и родителями.

Таким образом, степень включенности подростка в социальную общность отражает его мировоззренческую позицию и связана с адекватностью восприятия себя в системе отношений со сверстниками в процессе учебной, художественно-творческой, спортивной, культурно-досуговой и другой деятельности. По мере того как формируются сознание и самосознание подростка, образуется система психических свойств, делающих его способным участвовать в жизни общества, выполнять социальные функции, быть субъектом социокультурного творчества.

1. Изард, К. Эмоции человека / К. Изард. - СПб, 1999. - (Серия «Мастера психологии»).
2. Валюте, В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Валюте. - Москва, 1976.
3. Ремшмидт, Х. Подростковый возраст / Х. Ремшмидт. - М., 2007.
4. Немов, Р. С. Психология / Р. С. Немов. - М., 2003.
5. Абрамов, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамов. - Екатеринбург, 2002.

Н. Герасимова

Особенности эмоционального развития личности в подростковом возрасте. Часть 2

Опубликовано 27.07.2019 15:58 | Просмотров: 837 | Блог » RSS