04.08.2019 00:15

Механизмы психологического влияния и их использование в СМИ. Часть 2

Механизмы психологического влияния и их использование в СМИ. Часть 2

В отличие от убеждения, в заражении и подражании на первый план выходят интеллектуальные характеристики журналиста, а не аудитории. При наличии определённого доверия к авторитетности автора эффективность внушения повышается, вне зависимости от уровня аргументированности, характера сочетания логических и эмоциональных компонентов, подкрепления другими воздействиями. Приёмы внушения направлены на использование эмоционального переноса: при передаче сообщения новое связывают с хорошо знакомыми фактами, явлениями, к которым у читателя уже сформировано положительное отношение. [2]

При анализе деятельности средств массовой информации, было выявлено, что в последнее время часто можно встретить термины «зомбирование», «манипулятивные технологии», «психологические операции», «политические кампании», «комплексные манипуляции», «политические игры», «кризисные технологии» и т.д. Речь идет о способах скрытого принуждения личности к определенному поведению. Такие способы существуют с незапамятных времен и используются в СМИ с первого дня их существования. В наши дни СМИ все более и более становятся не только средством связи, но и приобретают черты мощнейшего инструмента формирования сознания, чувств, вкусов, мнений огромных аудиторий людей и инструмента воздействия. СМИ являются «манипуляторами сознания», а внушение является важнейшим механизмом манипуляции.

Рассмотрим технологии, которые широко используются в рекламе: «победившая сторона» (в основе желание людей быть на «выигравшей стороне»); «использование авторитетов» (группы влияния - известные актеры, деятели культуры, телевизионные ведущие и т. д.); «такие же, как все» (в основе потребность подражать тому или иному человеку или группе, участвующих в рекламе); «использование положительных и ценностных образов, понятий и слов» (апелляция к таким понятиям, как дом, семья, дети, материнство, наука, медицина, здоровье, любовь, мир, счастье и т. д.; реализуется через приемы: связывание, подмена, создание миссии и др.) [5]

Внушающая информация в журналистике тем эффективнее, чем она ближе к желаемой для аудитории, чем больше согласуется с её ожиданиями.

Деятельность СМИ, ставящая себе задачей внушить что-либо обществу, сразу требует оценки с позиции этических категорий. Это вызвано тем, что люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.

Е. Вопилова

Механизмы психологического влияния и их использование в СМИ. Часть 2

Опубликовано 04.08.2019 00:15 | Просмотров: 511 | Блог » RSS