07.07.2019 14:22

Историческое развитие, особенности исполнения и современная интерпретация позы Arabesque. Часть 2

Историческое развитие, особенности исполнения и современная интерпретация позы Arabesque. Часть 2

Русская школа отставала в развитии от итальянской и французской школ, но именно это позволило ей вобрать в себя лучшие качества из обеих и выработать свой подход к исполнению движений и поз. В русской школе принято выделять четыре arabesque. Позы исполнены с подтянутым корпусом (который подается вперед в зависимости от высоты поднятой сзади ноги), выразительными, но слегка согнутыми локтями и приспущенными кистями с энергичными руками. Данные качества позволяют исполнять виртуозные движения и создавать многогранный выразительный образ. Нельзя не отметить балет «Лебединое озеро» (композитор П. И. Чайковский) и его лебединые акты, (хореография Л. Иванова и М. Петипа), где лейтмотивная поза Аrabesque повто¬ряет очертание и тем самым наиболее точно создает образ величественной птицы.

В эпоху романизма в XIX в. Arabesque приобрела новое значение в классическом танце; балерина поднялась на кончики пальцев, а партнер стал сопровождать партнершу в поддержках и позах. В это время поза Arabesque также обладала характером возвышенного, неземного и летящего обращения к персонажу. Манера исполнения, продолжала выражать внутреннее состояние героя, однако уже имело некий декоративный характер.

В настоящее время балетмейстеры ищут новые формы выражения своих идей через технику танца. Они не оставляют без внимания и позу Arabesque. Балет «Серенада» (композитор П. И. Чайковский) Дж. Баланчина построен на развитии и варьировании позы Arabesque от уровня партера до самого высокого - прыжки sissonne и поддержки в данной позе. Работа хореографа У. Форсайта основана на изучении механики движений и возможностей человеческого тела. В его балетах отсутствует образность, но первозданные движения классического танца начинают видоизменяться и развиваться в амплитуде, динамике и экспрессии. Позу Arabesque можно развить не только технически, но и образно. Например, хореограф Дж. Ноймайер создал балет «Русалочка» (композитор Л. Авербах), в котором главная героиня соткана из различных поз Arabesque, каждая из которых филигранно отражает настроение или состояние русалочки.

При создании танцевальной композиции необходимо искать различные подходы к исполнению арабеска. Чем шире возможности исполнительского мастерства хореографа, объем его информационного поля, тем свободнее выбор стиля, школы самих исполнителей. Манера исполнения будет отражать образ героя и далее - развитие его характера или состояния. Совокупность всех элементов и приемов способствует наиболее точно передать замысел балетмейстера. В этом поможет рассмотрение особенностей французской, русской и итальянской школы классического танца.

Литература
1. Ваганова, А. Я. Основы классического танца / А. Я. Ваганова. - Санкт-Петербург: Лань, 2000. - 192 с.
2. Грант, Г. Практический словарь классического балета / Г. Грант; Москов. гос. акад. хореографии,
Рос. ин-т театр. искусства. - Москва, 2009. - 136 с.
3. Чеккетти, Г. Полный учебник классического танца / Г. Чеккетти. - Москва: АСТ; Астрель, 2007. - 507 с.

Белякова Е. П.

Историческое развитие, особенности исполнения и современная интерпретация позы Arabesque. Часть 2

Опубликовано 07.07.2019 14:22 | Просмотров: 1132 | Блог » RSS