31.07.2019 20:38

Модели воспитания в научно-фантастическом творчестве Ивана Ефремова. Часть 3

Модели воспитания в научно-фантастическом творчестве Ивана Ефремова. Часть 3

В 17 лет ученик оканчивает школу и вступает в трёхлетний период «подвигов Геркулеса» - он должен (когда в одиночку, когда совместно с другими выпускниками) выполнить в два этапа двенадцать работ, относящихся к различным областям деятельности. «Подвиги» назначаются педагогами в соответствии с выявленными склонностями и способностями учеников, это не «учебные задания», а вполне серьёзная, реальная работа.

«Подвиги Геркулеса» не только вводят выпускника в мир взрослых, работающих людей, но и, благодаря своей многоплановости, позволяют ему попробовать себя в различных областях, на практике проверить свои предпочтения, склонности, правильность выбранного во время обучения направления будущей деятельности. Потом следует двухлетнее высшее образование, дающее право на самостоятельную работу в избранной специальности. За свою жизнь человек успевает получить пять-шесть высших образований.

Ефремов мыслит категориями «пределов знаний», пытаясь с их помощью увидеть и показать грядущее, где не будет места «примату образования над воспитанием» (как в наше время, когда сверхобразованные люди лишены подчас понимания этических норм). Он рассматривает будущую семью, когда родители не решаются формировать ум ребенка, как не рискнули бы на операцию его мозга, которая, требуя особых знаний и умения, все же несравнима с более сложным формированием высоконравственного человека грядущего общества. С Ефремовым можно спорить, но нельзя не согласиться, что его герои логичны в своих действиях и убеждениях, и что читателю захочется походить на них.

Он умел превращать свою фантазию в Мечту. В своих произведениях Ефремов выражает через обаятельные образы героев свою мечту о Человеке, благородном, сильном, умном и добром. И даже прославленная в веках греческая гетера, блистая не только божественной красотой обнаженного тела, но и недюжинным умом, полна такого обаяния, что читатель не воспринимает ее необычной профессии - перед ним чудо-женщина. Мечта писателя, воплощенная в реалистическую фантазию, обращенную в былые тысячелетия [3, с. 439].

В настоящее время тема воспитания и, в частности, его моделей весьма актуальна. Предложено множество моделей на разных основаниях. Я же в своей работе хотела раскрыть модели воспитания, предложенные в романах Ивана Ефремова. С сегодняшним темпом развития общества подрастающее поколение нуждается в совершенно новой, отличной от других системе воспитания. Писатель очень точно чувствовал эти тенденции и описал человека, который бы им соответствовал, поэтому я считаю целесообразным обратиться именно к этому источнику.

1. Ефремов, И. А. Звездные корабли: повесть; Туманность Андромеды: роман / И. А. Ефремов. - М.: Худож. лит., 1987. - 399 с.
2. Ефремов, И. А. Лезвие бритвы: роман / И. А. Ефремов. - М.: Транспорт, 1991. - 544 с.
3. Казанцев, А. От ящеров до дальних звезд / А. Казанцев. - М.: Правда, 1986. - 448 с.
4. Шалимов, А. Дар ветер среди нас / А. Шалимов, И. Ефремов. - СПб.: «Лицей», 1993. - 352 с.

Ю. Балыкова

Модели воспитания в научно-фантастическом творчестве Ивана Ефремова. Часть 3

Опубликовано 31.07.2019 20:38 | Просмотров: 526 | Блог » RSS